Самодельные стаксельные карабины
Показанные на приводимых эскизах для самостоятельного изготовления стаксель-карабины № 1 и № 2 предназначены для штага диаметром 5 мм и парусов площадью 30 и 15 м2 соответственно.
Материал — латунь; толщина скобы — 2 мм; защелки — 1 мм. При использовании дюраля толщины следует увеличить приблизительно в 1,5 раза. Если использовать нержавеющую сталь, чаще придется менять штаг.
Защелка «подпружинена» губчатой резиной (такой же, как на мокрых гидрокостюмах), но может быть использован и любой другой водоупорный амортизирующий .материал. Амортизатор приклеивается к защелке и противоположной стороной к скобе клеем «Феникс».
Карабины легче и удобнее «фирменных», работать с ними можно одной рукой. Они пришиваются к передней шкаторине паруса: № 1 — через три отверстия диаметром 3 мм, № 2 — через отверстие диаметром 5 мм.
При постановке паруса, оснащенного карабинами № 1, штаг через прорезь притапливает защелку 1, карабин поворачивается на 90°, штаг входит в «продольные» прорези скобы 2 и поджимается защелкой к скобе.
Карабин № 2 работает по принципу «собачьего». Он проще в изготовлении, но на практике применялся еще мало: пока работает хорошо. Карабин № 1 очень надежен, хотя и несколько сложнее в изготовлении, а для легких стакселей тяжеловат.
Тузик для малой яхты
На палубе малой яхты довольно трудно разместить тузик приемлемых размеров. Облегчить задачу помогает устройство съемной носовой части (см. рис. ). Ширина выреза в днище делается по мачте; изнутри вырез ограждается водонепроницаемым колодцем.
Съемная часть корпуса представляет собой продольную банку для гребца. Внутри ее нужно заполнить пенопластом.
Спальное место на «Днепре»
Мы применили на двух «Дне-прах» несложное приспособление, предельно упростившее оборудование спального места: под заднюю опору переднего сиденья ставится откидная стойка высотой 115 мм. Сиденье с откинутой спинкой устанавливается параллельно сланям на одном уровне с задним сиденьем. Спинка заднего сиденья укладывается на подходящие предметы, например на пустую канистру, между задним сиденьем и откинутой спинкой.
На ходу лодки при движении без тента стойку можно не убирать: она закрепляется проушинами на задней опоре сиденья при помощи двух винтов, а к сланям крепится имеющимися прижимами.
Дополнительно стойку можно зафиксировать жесткой связью с передней опорой сиденья.
Холодное литьё фальшкилей
В Австралии при постройке яхт широко используется метод «холодного литья» фальшкилей. Основным материалом служит стальная дробь, которая смешивается со специальной смолой и в жидком состоянии заливается либо в полость киля на яхте, либо в форму. При этом достигается средняя плотность материала . балласта, равная 5,9 т/м3, что составляет 84% плотности чугуна.
Смесь приготовляют в обычной бетономешалке; туда высыпают необходимое количество дроби, наливают смолу и отвердитель. Через минуту работы мешалки смесь готова для литья: каждая дробинка обволакивается смолой, которая образует защиту от коррозии и служит связующим.
Фирма «Балласт-Пак» выпускает на рынок компоненты в заранее расфасованном виде. В комплект входят: 40 мешков дроби (по 21 кг в каждом), 8 банок смолы (всего 125 кг) и отвердитель.
Контейнер со шлангом
В США владельцам катеров и яхт пришлась по душе новинка фирмы «Инжекто Молд» — контейнер с 15-метровым шлангом диаметром 16 мм, автоматически убирающимся на пластмассовую катушку. Внешне шланг похож на пожарный рукав, но изготовлен из двух слоев: внутреннего полиуретанового й наружного из тканой синтетики. Под действием пружины шланг наматывается на катушку и становится при этом плоским. Одновременно из него удаляются остатки жидкости и воздух.
Контейнер очень компактен и удобен для переноски.
Крепление румпеля на подвесном моторе
Обычно после 3—5 лет эксплуатации подвесного мотора увеличивается люфт в креплении румпеля к поддону и нарушается зацепление шестерен передачи управления дроссельной заслонкой карбюратора. Крепление румпеля к поддону на большинстве моторов осуществляется посредством двух полуосей с пружинными шайбами. Полуоси не имеют жесткого крепления к поддону, поэтому-то и увеличивается люфт.
На своих моторах этот узел я переделал, как показано на эскизе. Заводские полуоси с пружинными шайбами удалил, а отверстия под полуоси расточил до диаметра 14 мм. Изготовил два кронштейна 2 с приваренными на них новыми полуосями 1 (см. рис.). Кронштейны к поддону прикрепил болтами М6X25.
Данная конструкция безотказно работает уже 10 лет и не требует никакой регулировки.