В одном из номеров очень интересного журнала «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1979 г.) в разделе «Обратная связь» я натолкнулся на небольшую заметку, которая меня крайне заинтересовала. В ней канд. техн. наук А. Куликов рассказывал о новых творческих возможностях, которые дает применение быстродействующих ЭВМ для изобретательства. В качестве примера в ней упоминалось о проведении при помощи ЭВМ теоретического анализа работы магнетных систем зажигания двигателей внутреннего сгорания.
Исследования показали, что для увеличения напряжения на малых частотах вращения магнето нужно увеличить третью гармонику ряда Фурье, описывающего зависимость магнитного потока от угла поворота ротора магнето. Конструктивно этого можно достичь двумя простыми, но далеко не очевидными и совершенно бессмысленными, с привычной точки зрения, путями: расположить в магнитной системе магнето два одноименных полюса рядом или сделать пропил в полюсных концах магнитопровода. (Эти конструктивные решения, как сообщает «ИР», признаны изобретением и защищены авторским свидетельством № 224193).
Это ведь прямо находка для всех нас — владельцев подвесных моторов! Исследования по снижению скорости пуска ДВС были проведены с целью снижения мощности пусковой системы. А на подвесном моторе пусковая мощность всегда недостаточна (за исключением, конечно, моторов, имеющих электростартер) — это «мощность» самого водителя.
Я решил немедленно проверить рекомендации А. Куликова.
Первое решение, естественно, отпало сразу, так как самостоятельно встроить дополнительные магниты в штатный маховик не представляется возможным. Зато второе решение — выемка в полюсном наконечнике магнитопровода — осуществляется предельно просто!
Вначале я проверил и отрегулировал зазоры в прерывателях своего «Нептуна-23» для получения одинакового новообразования на обоих цилиндрах. Затем снял магнитопровод с катушками с основания магнето и в тисках ножовочным полотном сделал неглубокие пропилы в полюсных наконечниках. После установки магнитопровода на место и монтажа маховика проверил новообразование. Результат превзошел самые смелые ожидания! При самом медленном прокручивании маховика пусковым шнуром на свече с сильным щелчком образовывалась «жирная» искра синего цвета. До модернизации при такой же скорости вращения искра была слабая, красного цвета да еще с пропусками.
Конечно, мотор был сразу же опробован и на воде. При почти полностью закрытой дроссельной заслонке карбюратора достаточно было не очень сильным рывком вытянуть 20—25 см пускового шнура, — мой «Нептун-23» запустился. Работа на малых оборотах на слух была очень устойчивой, без пропусков. При этом удалось снизить частоту вращения холостого хода (по показателям тахометра) до 850 об/мин.
Опробование мотора на ходу на разных режимах выявило и еще один положительный эффект: если раньше двигатель работал «через такт» в диапазоне частоты вращения с 1500 до 3000 об/мин, то после модернизации этот диапазон заметно сузился и теперь составляет 1500—2200 об/мин.
Несколько моих коллег по лодочной стоянке также сделали это простейшее, но очень полезное усовершенствование. Все отмечают легкий и четкий запуск двигателя.
Кроме пропилов на магнитопроводе катушек зажигания, я сделал такие же пропилы и на катушках системы энергоснабжения. В результате н на малых оборотах двигателя лампочки стали светиться ярче.