Пора исправить ошибку
Я приобрел мотор «Прибой» в 1971 г. По сей день он служит мне верой и правдой, пережив только одну переборку три навигации назад. За все время мотор наработал не менее 1700 часов. Моторчик замечательный. Очень жаль, что выпускали его так мало. Уверен, что если бы с ним могло познакомиться больше владельцев «неторопливых» лодок, то министерство и завод не были бы так поспешны в своем решении прекратить его выпуск.
И вот теперь, когда в продаже нет никаких запчастей к «Прибою», я не знаю, на что решиться. Покупать новый мотор не хочется: «Прибой» меня устраивает с любой стороны, а может быть, я к нему просто очень привык! Лодка у меня самодельная — швертбот длиной 5 м, построенный дома, «в Москве на Арбате», в квартире на пятом этаже (почему и ограничился пятью метрами, лодка длиннее — не поместилась бы в комнате, да и в окно не пропихнуть).
Чем мне особенно нравится мотор: это как бы ни была нагружена лодка (один раз навалил в нее больше тонны), все равно 10 км/ч он тянет уверенно. Плюс к тому — мало шумит. Надежен. Никогда серьезно не капризничал, никогда ничего не ломалось. Клапана ни разу не менял, только чуть притер клапанную перегородку. В переборку я поменял кольца, пальцы, шатуны и иголки в шатунах. Навигацию этого года, я уверен, он пройдет, а в 1981 г. постараюсь капитально отремонтировать.
Может быть, надежность мотора обусловлена тем, что лодка моя для него тяжеловата и он не добирает около 700—800 оборотов, но ведь ему много раз приходилось трудиться натурально «от зари до зари» на полном дросселе — и ни разу никаких поломок.
В общем, жаль мне расставаться с «Прибоем»! А если уж говорить не обо мне, а об общих интересах, надо сказать прямо. Мотор хороший и нужный — ведь под него выпускают все новые и новые лодки. Так почему бы не исправить ошибку и не запустить «Прибой» в производство!
Таинственная «Айгуль»: какова ее судьба?
Живу я в городе Хабаровске. Река Амур у нас большая, поэтому рыболовам и охотникам-любителям развернуться есть где. У многих рыболовов — не исключаю и себя — имеются моторки, но тем не менее мы сетуем на то, что нельзя купить незаменимой в наших условиях надувной лодки. Ведь есть же хорошие надувнушки (см. №58)! Почему же их невозможно не только купить в магазине, по даже увидеть в натуре? Особенно подошла бы нам — охотникам и рыбакам — двухместная лодка «Айгуль».
И возникает вопрос. Если лодку выпускают, то как и где ее можно заказать, чтобы купить, потому что в магазинах наших ничего не знают. А если ее так н не выпускают, то почему? Ведь та же «Айгуль-2» наверняка не залежалась бы в магазине!
20 января 1976 г. я написал в Башкирскую базу письмо с просьбой выслать мне лодку «Айгуль» новой модели за 125 рублей. Прошли четыре года. Ни ответа, ни привета, а в магазинах ничего похожего так и не появлялось. Как бы сделать общий запрос: есть все-таки «Айгуль» или ее нет?
Я — художник, страстный любитель рыбалки и вообще — отдыха на воде. Часто выхожу на природу с мольбертом. Приходится пользоваться баллоном от машины, а это неудобно и опасно. Если завод делает хорошие лодки, то кто же виноват, что их нельзя купить? Не может же быть, чтобы журнал писал про лодки, которых в природе нет и не было.
Надувная байдарка нужна
В защиту «Ласточки-2» я должен сказать, что вес ее комплекта фактически не больше, а даже меньше, чем «Саламандры», хотя польская лодка и меньше по размерам. У меня «Саламандра» служит с 1966 г. (см. сборники №21 и №29), я производил ее точное взвешивание: собственно лодка — 14 кг; спинки, сиденья и весла — 5,7 кг; мешок — 3,5 кг.
Подобная лодка очень нужна и «доводить» ее следует непременно. Только сначала необходимо четко определиться — какая именно нужна лодка: для воскресных прогулок, для длительных туристских путешествий, для сплава по бурным рекам или для плавания под парусом? На основании своего опыта считаю, что для воскресных прогулок и ближнего туризма нужна лодка только плоскодонная — типа «Саламандры». Она очень устойчива, в ногах каждого гребца помещается рюкзак. Лодка остойчива и непотопляема; в сильную волну мы пересекали Пестовское водохранилище, лодку захлестывало, она вся «дышала», мы сидели в воде, но были спокойны, зная, что никакая волна «Саламандру» не перевернет. Грести на ней очень удобно, так как борт низкий; я на ней переходил перекаты глубиной 10 см, упираясь в дно руками! Безусловно, все вещи надо помещать в полиэтиленовые мешки и привязывать. Фартуки не Нужны. Трубки для надувания должны быть расположены в одном месте; кольца должны иметься не только для носового, но и для кормового фалиня, должны быть надувные сиденья, карманы для вещей или пе4ли!
С уважением и пожеланием заводу успехов в работе!
Когда можно будет купить разборный швертбот?
В сборнике то и дело попадаются интересные статьи и сообщения о плаваниях на разборном швертботе «Мева». Я очень заинтересовался нм. На семейном совете было решено приобрести такой швертбот. Супруга, дочка и я начали строить планы водных походов под парусами. И вот из того же сборника мы узнали, что выпуск «Мев» в ПНР прекращен, а у нас — никем не освоен.
Не буду описывать, как тяжело мы переживали это сообщение. В настоящее время даже не знаем, что и делать. Ведь «Мева» незаменима; это единственное настоящее парусное судно, которое можно хранить в Домашних условиях и перевозить по суше без особых хлопот.
Мы все считаем, что суда типа «Мевы» должно выпускать какое-нибудь предприятие в Польше, в СССР или в любой стране СЭВа, Разве нет заводов, которым было бы это дело по силам?
Надеемся, что в ближайших номерах вы сообщите что-нибудь обнадеживающее по этому вопросу.
Нужны дешевые парусники
Я внимательно слежу за публикациями сборника, имею (в прошлом) некоторое отношение к парусному спорту. Мне хотелось бы поделиться своими соображениями по поводу направлений, предлагаемых редакцией. Мне кажется, что, публикуя большое число материалов, с одной стороны — о моторах относительно большой мощности, а с другой — о дорогостоящих и сложных парусных судах, включая океанские яхты, «Катера и яхты» оказывают плохую услугу.
Посмотрите на наши водоемы: парус на них — редчайшее дело, если не считать чисто спортивных судов на акваториях яхт-клубов. Мне кажется, надо срочно уделить внимание двум вопросам:
- 1) организации разработки и выпуска экономичного и «чистого» Маломощного стационарного двигателя, желательно водометного типа, и восстановления выпуска подвесного мотора на 4—5 л. с. Думаю, что такой мотор, оснащенный электронной системой зажигания и по-настоящему современный в ряде случаев заменил бы и более мощные моторы;
- 2) пропаганде выпуска доступного для широких кругов типа парусного судна, как можно более простого по устройству и в управлении.
Я бывал в Финляндии и видел сотни простых и дешевых парусных судов самых разных типов. Каждый покупатель может выбрать именно то, что ему подходит и по цене, и по местным условиям, и по вкусу.
Если оставить в стороне вопрос о парусных байдарках и вообще о малых разборных судах, представляющих собой отдельный класс, представляется целесообразным массовый выпуск двух типов парусных судов:
- 1) швертбот типа «Трепанг» (проект, опубликованный в №77 в 1979 г.);
- 2) дневной крейсер-компромисс типа «Каравелла» (сборник №75, 1978 г.) или аналогичная конструкция с рубкой-убежищем.
Основные требования: надежность и простота, невысокая стоимость, минимум оборудования.