Я эксплуатирую подвесной мотор «Москва-30Э», который хорошо обкатан. Может ли двигатель на холостом ходу при полностью открытой дроссельной заслонке развить 7500-8000 об/мин (при снятом ограничителе частоты вращения)? При какой частоте вращения возможно разрушение каких-либо деталей двигателя?
На холостом ходу при полностью открытой дроссельной заслонке (например, при срезе предохранительного штифта гребного винта) двигатель может развить свыше 7000 об/мин.
Когда двигатель «Москвы-30» идет вразнос, опасности разрушения прежде всего подвергаются узел шатунного подшипника нижней головки шатуна и впускные пластинчатые клапаны.
В зависимости от качества изготовления деталей, величины зазоров в подшипнике, качества и сорта используемого масла выход из строя подшипника нижней головки шатуна может произойти и на меньших оборотах, чем 7000—9000 об/мин.
Позволять мотору работать лишние секунды на повышенной частоте вращения, т. е. запускать на холостом ходу на полном дросселе, не сразу выключать идущий вразнос двигатель — значит способствовать возникновению поломок и сокращению срока службы мотора.
Имею моторчик «Тюммлер» мощностью 2,5 л. с., который очень удобно эксплуатировать на байдарке. Работает он у меня с 1964 г. Я уже заменил на нем много деталей, а вот поршневые кольца ни сделать, ни достать не смог. Не могли бы вы описать технологию изготовления поршневых колец?
Два упрощенных способа изготовления поршневых колец описаны в книге М. Г. Гинцбурга и С. М. Павлова «Эксплуатация и ремонт мотоциклов». М., Машгиз, 1956.
Ниже рекомендуется простой способ, которым можно пользоваться при изготовлении нескольких колец, хотя и уступающих по качеству кольцам заводского производства, однако дающих возможность дальнейшей эксплуатации двигателя.
В качестве материала подбирают болванку мелкозернистого серого чугуна. Из нее на токарном станке за одну установку вытачивают кольца нужной толщины и высоты с небольшим припуском на доводку, с наружным диаметром на 0,3÷0,5 мм большим, чем диаметр цилиндра.
Наружную и боковые поверхности кольца необходимо обработать как можно чище. К канавкам поршня кольца по высоте подгоняют шлифованием боковых поверхностей вручную наждачной шкуркой и доводкой на плите. Затем у подогнанного кольца делают разрез лобзиком по металлу или ножовочным полотном, сточенным с боков на наждачном круге так, чтобы ширина пропила не превышала 1 мм. Можно также перекусить кольца кусачками или осторожно разрубить зубилом.
Таким образом, получается кольцо правильной формы, равностенное, с разрезом, но не обладающее необходимой упругостью. Для придания упругости в сжатом состоянии концы кольца необходимо развести в стыке в стороны на расстояние, равное примерно пятикратной радиальной толщине кольца.
Для разведения концов кольцо надевают на трубу подходящего диаметра, причем в местах расположения стыков колец на трубе снимают лыску примерно на 1/6 окружности для того, чтобы цилиндрическая форма кольца была меньше нарушена. Вместе с трубой кольцо нагревают до 800°, выдерживают при этой температуре 20 мин и охлаждают в масле. После этой операции рекомендуется нагреть кольцо до 400—450° и охладить на воздухе.
Проверить пригодность кольца можно следующим образом. Его вставляют в цилиндр на расстоянии 10—30 мм от верхнего торца. Зазор в замке кольца, замеренный щупом, должен быть в пределах 0,15—0,30 мм. При-меньшем зазоре стыки колец необходимо подпилить.
Правильность прилегания кольца к зеркалу цилиндра определяется при помоши света лампы. Зазор на просвет должен быть не более 20—30°.