Механизм для подъема пера руля
Представленный здесь проект механизма для подъема пера руля на швертботе предлагают читатели польского журнала «Жагле» М. Карницкий и Г. Кузьняч.
Механизм состоит из двух защелок, одна из которых служит стопором, а другая — подъемная. Подъемная защелка 8 расположена таким образом, чтобы продольное ребро всегда было выше оси вращения румпеля 12. Если поднять румпель вверх, то одновременно зуб подъемной защелки продвинется в направлении задней кромки пера 1 и соединится со следующим зубом, нарезанным в пере.
При опускании румпеля вниз защелка, продвигаясь в направлении передней кромки пера, переместит перо на определенный угол. Одновременно предохраняющая защелка 5 войдет в зацепление со следующим зубом на пере. Так при многократном подъеме и опускании румпеля можно поднимать перо руля на нужный угол.
Опускание пера производится натяжением троса 13 в боуденовской оболочке, с помощью которого подъемная защелка перемещается и освобождается из зубьев 4 на пере руля. Подъемная защелка, разъединяясь с зубьями пера, надавит специальным выступом на предохранительную защелку, одновременно разъединяя и ее.
Такой способ подъема рулевого пера позволяет рулевому полностью сосредоточить свое внимание на воду, ветер и на экипаж, не концентрируя его на выполнение этой операции.
Ремонт пробоины
Выходя в дальнее плавание, мы всегда берем с собой в составе ремонтной аптечки клей БФ-88.
Довольно часто этот клей используется в качестве герметика При сборке отремонтированных в аварийном порядке моторов (например, для уплотнения разъема картера «Москвы-25» или редуктора «Вихря»), Однажды я применил клей для ремонта сальника, уплотняющего гребной вал в «Нептуне-М». Посадочное место под сальник в корпусе редуктора было выработано, сальник проворачивался в нем, в редуктор поступала вода. При помощи клея удалось обеспечить и плотную посадку сальника, и герметичность редуктора.
В прошлом году клей пригодился для ремонта пробоин в борту моей «Казанки», образовавшихся при буксировке ею аварийного рыболовного бота. Дрели, заклепок и инструмента для клепки у нас с собой не оказалось. Подумав, мы решили попытаться заклеить пробоины, тем более, что две из них находились в труднодоступных для клепки местах. Лодку обсушили, места пробоин тщательно выровняли молотком на подкладке, сняли заусенцы, зачистили шкуркой, обезжирили бензином и покрыли одним слоем клея БФ-88. Для заплаты использовали капроновую прорезиненную ткань, которая использовалась у нас вместо коврика на пайолах. Заплату вырезали овальной формы, чтобы не отставала на углах, тоже зачистили и смазали клеем. Когда первый слой клея просох, на обе поверхности нанесли второй слой, дали ему слегка подсохнуть, после чего заплату наложили на место пробоины.
Получилось отлично!
На лодке, отремонтированной таким образом, мы проплавали в самых суровых условиях до конца сезона. Никаких признаков отставания заплаты не было.
Конечно, этот способ ремонта может быть рекомендован только для относительно небольших пробоин, находящихся выше ватерлинии: клей БФ-88 недостаточно водостоек.