С освобождением Амурского залива ото льда на воду спускаются тысячи мотолодок, катеров, яхт. Большинство из них практически всю навигацию находится на воде, причем, если даже суда зачехлены или закрыты тентом, полностью исключить попадание в них воды не удается. Публикация в сборнике №66 заметки «Тумбаленс — автоматическая помпа» натолкнула нас на идею создать собственную конструкцию такого устройства.
Для автоматической откачки воды из судна на стоянке мы также применяем насос, использующий для работы энергию волны. Насос прост по конструкции и доступен в изготовлении каждому любителю.
Состоит насос из цилиндра, в котором перемещается поршень на полом штоке. К этому поршню винтами прикреплены впускной и выпускной клапаны из маслобензостойкой резины; для надежности крепления под головками винтов установлены латунные планки. Цилиндр закрыт крышкой, установленной на резьбе М90X3. Для придания устойчивости цилиндру и предотвращения перекоса крышка имеет направляющую ∅22,5 мм в верхней части.
С наружной стороны эпоксидным клеем приклеен поплавок. На шток насоса надет шланг. Для предотвращения попадания мусора в цилиндр насоса на второй конец шланга надо установить водозаборннк с сеткой любой конструкции.
К корпусу судна насос прикрепляется стальным кронштейном при помощи винта. При установке на деревянный корпус можно использовать винт с подпятником. В зависимости от высоты борта лодки шток в кронштейне можно передвигать вверх или вниз, закрепляя его винтами.
При изготовлении насоса длина штока и шланга подбирается в зависимости от высоты борта и расстояния между насосом и водозаборником. Текстолитовый поршень и шток соединяются на эпоксидном клее. При изготовлении острые кромки деталей 2, 3, 4 притупляются фаской 1X45°. Не указанная на чертежах шероховатость обрабатываемых поверхностей Rz=40. Для улучшения работы насоса и предотвращения коррозии внутреннюю поверхность чугунного цилиндра необходимо смазать консистентной смазкой (солидол, консталин и т. п.). Снаружи все детали покрываются грунтом и краской.
Насос устанавливается таким образом, чтобы поплавок лежал на воде; внутри лодки находится только шланг с водозаборником. Работает насос следующим образом. Под действием веса корпус насоса опускается вниз, в подпоршневой полости создается разрежение, открывается впускной клапан и вода из корпуса судна через шланг и шток попадает в подпоршневую полость; при набегании волны за счет плавучести поплавка корпус насоса поднимается вверх, в подпоршневой полости давление повышается, впускной клапан закрывается, а выпускной открывается — вода выталкивается в надпоршневую полость. При следующем опускании цилиндра вода из надпоршневой полости через отверстия в крышке вытекает наружу, а очередная порция воды всасывается в подпоршневую полость насоса из корпуса судна. Для обеспечения легкого хода цилиндра по поршню и достаточного напора цилиндр должен быть выполнен тяжелым. При необходимости получить более высокий уровень подъема воды вес подвижной части (цилиндр, крышка, поплавок) необходимо увеличить.