Оценка качества высоковольтных трансформаторов системы зажигания в любительских условиях представляет определенные трудности — необходимы простейшие, но все же приборы. И если для проверки на обрыв нужно несложное устройство — батарейка и стрелочный индикатор, то оценку качества изоляции в любительских условиях не всегда удается выполнить — нужен мегомметр.
В. М. Изофатов из г. Витебска рекомендует проверять пригодность трансформаторов, подключая их к 6-вольтному аккумулятору (в крайнем случае, к двум соединенным параллельно батареям 3336) через тумблер, имитирующий прерыватель, К выводам первичной обмотки трансформатора при проверке подключается также электролитический конденсатор емкостью 25—50 мкФ на рабочее напряжение 300 В. Регулярное образование искры синего цвета длиной 4—5 мм свидетельствует о хорошем качестве трансформатора. Искра желтого цвета, или длиной менее 4 мм, или появляющаяся нерегулярно при нормальных длине и цвете при размыкании тумблера, указывает на неисправность трансформатора — большие потери или замыкание во вторичной обмотке.
Проверка встроенных выносных трансформаторов магнето моторов «Москва», «Ветерок» и «Москва-30» производится со снятым маховиком на сердечнике. Предварительно их нужно отключить от прерывателей или вставить между контактами изолирующую прокладку.
Винты крепления переднего поддона к оси подвески на моторах «Нептун» иногда отворачиваются. Заметить начало отворачивания трудно: винты скрыты двигателем, да и подтягивать их сложно, так как для этого нужно снять двигатель (на последних моделях шлицевые впиты заменены на специальные болты с шестигранной головкой и подтянуть их можно, не снимая двигателя).
Читатель Б. Г. Соловьев из пос. Красный Профинтерн Ярославской обл. пишет: «После того как мотор из-за полного отворачивания всех трех винтов побывал в воде, вместо них я установил болты с шестигранной головкой. Контровка болтов от самоотворачивания осуществляется стальной проволокой диаметром 1—2 мм, пропущенной через отверстия диаметром 2—2,5 мм, просверленные в головках болтов».
Часто при попытке переместить иглу регулировки горючей смеси на плаву чека фиксации дозирующей иглы карбюратора К36 выскакивает и падает в воду. Б. Г. Соловьев модернизировал и этот узел, сделав чеку из стальной полосы толщиной 1 мм в виде поворотного накидного крючка, приклепанного к верхней части дроссельной заслонки. Прорезь крючка плотно входит в пазы иглы, от поворота он стопорится стенками колодца дроссельной заслонки карбюратора.
Кнопка «стоп» на двухцилиндровых подвесных моторах выключает оба цилиндра одновременно, что не всегда удобно, — в частности при проверке работы каждого цилиндра в отдельности. Можно, конечно, установить два тумблера для отключения каждого цилиндра. Горьковчанин Ю. Ф. Семиков сделал кнопку качающейся и к тому же вмонтировал ее в центре штурвала так, что теперь она всегда под рукой. Конструкция кнопки ясна из эскиза. При нажатии на одни из краев кнопки отключается система зажигания, например, верхнего цилиндра; при нажатии на другой — нижнего. Нажав на центр, выключаются оба.
Ручки винтов струбцин для крепления мотора к транцу лодки на моторах «Вихрь» — неповоротные. Винты очень неудобно затягивать (особенно если рецесс неглубокий), их трудно контрить от самоотворачивания, при откидывании мотора ручки задевают за тросы ДУ. На моторах последних выпусков они сделаны поворотными.
Ю. М. Овчинников из г. Липецка решил вопрос замены винтов на старом «Вихре» очень просто и рекомендует другим применить имеющиеся в продаже винты от струбцин мотора «Ветерок».
Трудность запуска подвесного мотора «Москва», оборудованного маховичным магнето МЛ10-2с, общеизвестна. Причиной этого являются слишком низкая ЭДС, наводимая маховиком во встроенных катушках магнето при прокручивании ручным стартером, а также невысокое качество изоляции высоковольтной обмотки этих катушек. Для улучшения надежности запуска двигателя москвич Н. 3. Нестеров подключает на это время к системе зажигания сухие элементы или аккумулятор, превращая ее в батарейную.
Три батарейки 3336Л (КБСЛ), соединенные параллельно, или три элемента 373 («Марс»), соединенных последовательно, обеспечивают устойчивый запуск холодного двигателя. Подключение дополнительного питания производится в общин проводник, соединенный на штатных катушках с массой двигателя. Коммутация питания производится трехпозиционным тумблером. В одном из крайних положений подключается дополнительное питание, в другом — восстанавливается штатная схема, в среднем положении зажигание отключается. Сразу после запуска батарею необходимо отключать для предохранения ее от бесполезного разряда. Заметим, что использование трехпозиционного тумблера необязательно. Пользоваться им как кнопкой «стоп» нельзя, так как даже в нейтральном положении искрообразование не нарушается.
Описания съемников гребных винтов различных конструкций, в том числе и для моторов «Ветерок», публиковались в сборнике (см., например, сборник №32). Очень простой съемник, для изготовления которого необходимы только токарные работы, рекомендует изготовить владельцам «Ветерков» В. А. Ивлев из пос. Новосельского Новгородской обл.
Съемник состоит из трех деталей — гайки 1, выжимного винта 2 и двух стопорных винтов М5Х20 3. Для захвата стопорными винтами выступающего конца втулки ступицы гребного винта в нем сверлятся два отверстия, ось которых должна проходить по оси отверстий для срезного штифта. При снятии гребного винта его можно удерживать за лопасти или гаечным ключом S19, или S22 за лыски, запиленные на гайке съемника.