Напомним, например, статью, напечатанную в сборнике №37. В ней приводилось фото отечественной надувной байдарки — увы, не серийной лодки, а одного из образцов, разработанных в порядке эксперимента на Уфимском заводе РТИ. Много хвалебных слов говорилось о снятой с производства в ПНР и потому уже не появляющейся у нас в продаже «Саламандре». Были и риторические восклицания типа — интересно, что думают об этом в министерстве нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности?
Спустя шесть лет можно было, наконец, сказать — лед тронулся: стало известно (см. сборник №75), что прошла испытания и доведена до стадии запуска на конвейер ярославская «Ласточка-2».
Насколько можно судить по редакционной почте, наши читатели с удовлетворением отметили, что конструкция «Ласточки» тщательно продумана с точки зрения технологии массового производства (значит, все-таки есть надежда увидеть их в магазине!), что новые лодки гораздо более надежны, чем все та же «Саламандра», о которой и помнят-то теперь лишь ветераны водного туризма (ей, тем не менее, суждено выступать в роли эталона, поскольку больше сравнивать не с чем: других надувных байдарок у нас в продаже не было!). Однако многих, и сотрудников редакции в том числе, насторожило указание на необходимость «опоры на весло» и «осторожности при посадке в байдарку».
Ряд читателей просили уточнить — какая же все-таки по идее лодка: пляжно-прогулочная, туристская, спортивно-слаломная? С одной стороны, участники испытаний глухо упоминают, что укладывать туристское снаряжение, вроде бы, некуда. А с другой, — испытывалась «Ласточка» в мае на Черном Черемоше, т. е. на маршруте III—IV категории сложности, а это, пожалуй, уже скорее чистый спорт, чем туризм: не случайно же на снимке гребцы сидят в защитных шлемах!
Ответить на многие из посыпавшихся на нас вопросов, не видя лодки, было просто невозможно. Вот почему, когда руководство ПО «Ярославрезинотехника» любезно предложило предоставить одну из первых «Ласточек-2» установочной серии для испытаний на мерной миле «КиЯ», мы стали ожидать встречи с этой лодкой с особым нетерпением.
И вот «Ласточка» в Ленинграде.
Первым делом взвешиваем мешок: 17 кг без весел. Хотя это и несколько больше, чем вес «Саламандры» (12 кг), однако вполне приемлемо, тем более, что польская лодка на 0,4 м короче. Сравнение с добрым старым «Салютом-4,7» (вес собственно байдарки — 31 кг) и даже с новейшим «Тайменем-2» (24 кг) явно в пользу ярославской «надувнушки». Стоит подчеркнуть, что паспортный вес «Ласточ-кн-2» в комплекте на 4 кг меньше, чем у новой польской лодки «Рекин», имеющей ту же длину 4 м. Другими словами, за вес и габариты пакета можно и должно сказать создателям «Ласточки» спасибо. Согласитесь, ведь это здорово: двухместная туристская лодка помещается в заплечный мешок высотой менее 0,7 м и диаметром около 0,3 м! Как мы впоследствии убедились, с таким мешком действительно можно пользоваться любыми видами транспорта, включая городской автобус-экспресс в часы пик.
Раскатываем лодку на столе для пинг-понга. Прорезиненная ткань — довольно тонкая, нарядного желтого и небесно-голубого цвета. Несколько портит впечатление аляповатая надпись «Ласточка-2», сделанная по трафарету грязно-серой краской — ну да это мелочи!
Оконечности лодки оказываются совершенно симметричными. Где именно нос, удается выяснить только по имеющемуся на «форштевне» колечку — рыму для швартовно-буксирного конца да креплениям фартуков (носовыми кромками они приклеены к деке). Кстати сказать, фартуки и колечко — это и все «оборудование» «Ласточки». Сидений в комплекте нет, как нет и каких-либо ремешков для крепления багажа, карманов для хранения мелких вещей, петелек для весел. Впрочем, приклеить петельки и карманчики по вкусу — не проблема.
Приводит в восхищение простота устройства: из семи отсеков торчат семь трубок, точно таких же, как на надувных матрацах. У каждой на шнурке висит про.бочка, опять же как на матраце. Выходить из строя практически нечему, никаких хитрых клапанов-вентилей нет. Прилаживаем шланг ножного меха-лягушки, засекаем время. Надуваем по очереди левую и правую половинки днища, левый и правый борта, три секции деки — носовую, среднюю и кормовую. Вся процедура занимает ровно 20 минут.
Сегодня нам плыть некуда — дело происходит в помещении редакции, надували мы лодку только для первого знакомства. И, прямо скажем, уже удивлены. Когда мы читали о двойном надувном днище, придающем «Ласточке» особую надежность, как-то не приходило в голову, что лодка имеет большую (что-то около 15°) килеватость. По аналогии с обычными разборными байдарками, а также надувными «Саламандрой» и «Рекином» мы ожидали увидеть плоское дно, а тут — самое настоящее глубокое V. Не получилась ли «Ласточка», как и всякое килеватое судно, слишком валкой? При столь малой ширине — 720 мм — это может оказаться опасным: кстати сказать, ширина «Ласточки-2» существенно меньше, чем «Саламандры» (800 мм) или, тем более, надежного «семейного крейсера» типа «Салют-4,7» (885 мм). Чтобы лодка сохраняла остойчивость при крене, конструкторам пришлось пойти на увеличение высоты борта (060 мм против 300 на «Саламандре» и 270 на «Салюте-4,7»).
Пожалуй, самое время снова вспомнить «Саламандру». Главным минусом полностью открытой сверху польской лодки, как отмечали туристы (см. альманах «Ветер странствий», вып. 3 и 6), как раз и была малая высота борта. Даже при неполной нагрузке над водой оставалось всего 120 мм. Естественно, что предназначалась «Саламандра» для прогулок по спокойной воде, а при выходе на сколько-нибудь «неспокойную» воду туристам приходилось пристраивать дополнительные баллоны, развитую деку, фартуки и т. д. Похоже, что перед нами антипод «Саламандры»: сделано все возможное, чтобы лодка не была ни плоскодонной, ни низкобортной, ни открытой сверху.
В связи с окончанием рабочего дня выдергиваем пробки, чтобы лодку побыстрее уложить. Однако побыстрее не получается: выдавить из нее воздух оказывается не так-то просто, поскольку трубки поставлены на одних отсеках в носу, а на других — в корме. Интересно почему?
В ближайшую субботу наша «Ласточка» была спущена на воду на Кавголовском озере. Стоило развернуть мешок, появилась толпа. Пришлось одновременно качать лягушку (в комплекте далеко не лучший ее вариант — то и дело вылетало донышко-диафрагма) и проводить «пресс-конференцию». Собравшиеся пришли к выводу, что 140 рублей за такую удобную лодку — цена «справедливая», и дело только за тем, чтобы «Ласточка» поскорее появилась в продаже.
Пришла пора занимать места и браться за весла. Надо сказать, мы никогда не имели дела со спортивными байдарками, а к «Ласточке» подходили как к «Салюту», опрокинуть который — дело непростое. Очевидно, поэтому у обоих попытки сесть одному, без посторонней помощи> в лодку, свободно плавающую на относительно глубоком (по колено) месте кончились неудачей. Пришлось подвести лодку поближе к берегу и придерживать ее, помогая друг другу.
В августе — сентябре работники редакции совершили несколько прогулочных выходов. И пришли к единому мнению: при малой нагрузке «Ласточка» излишне спортивна, проявляется ее валкость. Грести в одиночку на пустой лодке трудно и неприятно: от любого неосторожного движения она резко валится на борт. Достаточно, однако, положить на место носового гребца даже не очень тяжелый рюкзак — «Ласточка» становится заметно более остойчивой. А при полной загрузке, когда в лодке сидят двое взрослых по 90 кг весом да здесь же лежат их вещи, остойчивость опасений не вызывает.
Даже при самой первой пробе воды, сев в «Ласточку» вдвоем, мы почувствовали себя гораздо увереннее и обошли по периметру Кавголовские озера, а затем и пересекли одно из них. Попутно отметим, что волок из озера в озеро, на «фофане» представляющий тяжелую работу, с «Ласточкой» не занял и пяти минут. В следующий выходной мы выбрались на Среднюю Невку, преодолевали одиночные волны от проходящих катеров: всходит на волну «Ласточка» мягко.
Стоит немного привыкнуть к лодке — появляется желание устроиться повыше: когда сидишь на дне, высокие борта мешают грести, приходится поднимать весла слишком высоко, руки устают. Сидеть, опираясь спиной на край надувной деки, довольно удобно. А вот ноги без упора затекают, особенно у носового гребца — в узком «форпике» их сдвинуть некуда. Если же оба гребца устроились удобно, сев на надувные подушки и уложив для упора ногами какие-то вещи, грести становится гораздо легче. Ход, конечно, хуже, чем, скажем, у «Салюта», но лучше, чем у «Саламандры»; выше и устойчивость на курсе.
Удобного для размещения багажа места, кроме кормового «отсека» за спиной заднего гребца, практически нет. В ноги ему, под среднюю деку, много не положишь, да и в аварийном случае выскакивать из лодки будет сложно. Кстати, случись перевернуться, — рюкзаки окажутся в воде: крепить их абсолютно не за что.
Конечно, подводить итоги рано — мы еще будем ходить на «Ласточке» нынешним летом, однако именно то, что она пока не «пошла тиражом», заставляет торопиться с этой публикацией. Пожалуй, прав тов. Коробков (см. № 75): чтобы «Ласточка» стала массовым туристским судном, стоит над нею еще поработать. Во всяком случае, когда один из нас отправлялся в отпуск на типичную речку I категории сложности (Кобожу), он отдал предпочтение привычному «Салюту». Почему же не «Ласточке»? Ведь, как мы убедились, при практически той же грузоподъемности она гораздо легче, а это очень важно не только при перевозке к точке начала и от точки конца плавания, но и при неизбежных и частых обносах препятствий на маршруте.
Есть у медали и другая сторона. На двухместном «Салюте» он без осложнений плавал втроем — с женой и ребенком и, естественно, со всем снаряжением. В «Ласточке» же и вдвоем места мало, использовать запас грузоподъемности трудно.
Немаловажно и другое. Путешествие по любому из наших популярных маршрутов сводится к преодолению множества разнообразных и возникающих неожиданно (на карте нет!) препятствий. Мелководные перекаты, завалы, наплавные мостики, заколы, разрушенные плотины и т. д. и т. п. Сами по себе эти препятствия «не опасны для жизни», но требуют быстроты реакции и энергичных действий. Чаще всего одному или обоим членам экипажа для начала надо быстро вылезти из лодки в воду. А для быстрой высадки-посадки «Ласточка-2», как уже отмечалось, приспособлена плохо. На ней не только нельзя вставать (скажем, для осмотра препятствий), но и сидеть надо осторожно, избегая резких наклонов и т. п. Одним словом, простейшие операции на простых маршрутах начинают обрастать сложностями, не нужными во время отдыха.
Создать действительно универсальную лодку — одинаково хорошо приспособленную и для прогулок налегке вдоль пляжа, и для массового «семейного» туризма, и для покорения горных рек или слаломных трасс, конечно же, невозможно. Похоже, что, стараясь сделать «Ласточку» пригодной для асов туризма, которых не беспокоит валкость судна, которые привыкли к бурлящим порогам и эскимосским переворотам, конструкторы полагали, что при этом сами собой — автоматически — будут заведомо удовлетворены и запросы туристов менее квалифицированных. А выходит, что этой категории туристов, совершающих походы выходного дня и путешествия по маршрутам I—II категории сложности, нужна — в идеале — лодка совсем другая, попроще, поспокойнее, более похожая на «Саламандру» и ее развитие — «Рекин».
Судя по отзывам многих из тех, кто видел «Ласточку-2», она и в сегодняшнем ее виде найдет покупателей. Безусловно, это лодка, более приспособленная для весельных путешествий, чем «Волна», «Нырок-2», либо 2,75-метровый уфимский «Дельфин».
Думается, однако, что даже появление «Ласточки-2» в магазинах не должно снимать вопроса о выпуске массовой туристской весельной надувной лодки. Какой она видится нам? Во всяком случае, не килеватой. Плоское дно избавило бы от валкости; позволило бы уменьшить и габаритную осадку лодки — повысить ее «проходимость»,и явно излишнюю высоту надводного борта, вызывающую заметный дрейф под ветер. У плоского дна, кстати сказать, кроме минусов есть и плюсы: легко откачивать воду, проще поддерживать чистоту, меньше времени занимает просушка.
Бесспорно, двойное надувное дно — шаг вперед с точки зрения безопасности плавания, но и такое днище будет практичнее, если сделать его без килеватости — как на «Рекине».
Вряд ли лодке, не рассчитанной на высокосложные маршруты, понадобится такая защищенность сверху, как на «Ласточке-2» (три развитые секции деки и два фартука). Не будет ли удобнее более открытый вариант типа «Рекина»? Собственно, не так уж была плоха и открытая уфимская байдарка-каноэ, снимок которой приводился в № 37. (Больше того. Судя по письмам читателей, нашел бы немало сторонников и просто-напросто увеличенный до 3,5—3,6 м уфимский «Дельфин»!)
А в принципе авторы «Ласточки-2» на верном пути.
Хотелось бы пожелать ярославским конструкторам не останавливаться на достигнутом и продолжать работу по созданию следующих, все более совершенных вариантов гребной, а затем и парусной байдарки. Пусть эти новые надувные лодки обязательно унаследуют от нынешней «Ласточки-2» простоту устройства, технологичность, непотопляемость, но непременно будут иметь четкий адрес. И в частности, важно, чтобы при создании этих новых лодок не оказались забытыми интересы самой многочисленной категории любителей отдыха на воде. Подчеркнем, самого здорового вида отдыха — с веслом в руках!
Технические данные
По «Руководству по эксплуатации»: длина — 4000±100 мм; ширина на миделе — 720±30 мм; высота по деке — 430±20 мм; высота борта — 360±20 мм; грузоподъемность — не более 240 кг; вес в комплекте — не более 19 кг. Габаритные размеры даны при рабочем давлении в бортах и днище 85—100 мм рт. ст. и деках 65—80 мм рт. ст. 1, 2 — левый и правый борта; 3, 4 — левая и правая секции надувного днища; 5, 6, 7 — носовая, средняя и кормовая секции надувной деки; 5, 9 — фартуки, приклеенные носовыми кромками к деке.