Жителям Иркутска, казалось бы, не составляет большого труда попасть на Байкал — 70 км по Ангаре. Но на практике, чтобы добраться до района с хорошими бухтами, удобными местами для стоянки и заведомо хорошей рыбалкой, надо преодолеть расстояние значительно большее. Таким местом, давно облюбованным иркутчанами, является так называемое Малое море—пролив между материком и о. Ольхон. Берег здесь изобилует удобными бухтами, песчаными пляжами, вода в заливах прогревается до 18—20 °С — для Байкала это редкость. Здесь отличная рыбалка — байкальская сорога, окунь, хариус. Заправка горючим не проблема — на берегу в поселке работает заправочная станция. Все хорошо, — но чтобы попасть в это обетованное место, нужно преодолеть 300 км по воде или 270 км по суше (правда, по хорошей дороге — до поселка регулярно ходит автобус). А следовательно, нужна либо достаточно большая мореходная, либо малогабаритная легкоперевозимая лодка.
Свой выбор я остановил на «надувнушке» — польском «Пеликане». Небольшие габариты и вес (лодка укладывается в три пакета длиной не более 155 см и весом 57 кг) легко решают проблему транспортировки — вместе с подвесным мотором (например, «Ветерком-12») «Пеликан» укладывается в багажник легковой машины.
И на тихой воде, и на волнении «Пеликан» очень «мягок» на ходу. Благодаря килеватостн днища он хорошо удерживается на курсе даже в ветреную погоду. Главное его достоинство на рыбалке — полная бесшумность («дюральки» отчаянно гремят на волне). Да и ловить с лодки, оборудованной мягкими сиденьями, опираясь на упругий борт, очень удобно.
Но наряду с достоинствами, в которых убедились, наверное, многие любители, есть у «Пеликана» и недостатки. На лодке нет уключин, и значит, нельзя грести одновременно двумя веслами. Высота транца явно недостаточна для наших моторов: из-за большого заглубления «ноги» повышается брызгообразование и снижается скорость. Цельное ветровое стекло имеет слишком большой габарит, и его легко можно сломать при перевозке. В то же время стекло узковато, углы его слишком скошены и оно плохо защищает от брызг. В дождь в лодке не укроешься — нет тента. Не прилагается к ней, кстати, и черпак.
В процессе эксплуатации «Пеликан» подвергся следующим доработкам. С помощью деревянного бруска, шурупов и эпоксидного клея транец был поднят на 30 мм. Заново сделали новое стекло складной конструкции, соединяемое по сгибу кожаной накладкой, вырезанной из старого портфеля. Накладка пришнурована к половинкам стекла леской диаметром 0,5 мм через отверстия с шагом 10 мм. К наружным краям стекла подобным образом присоединены треугольные «закрылки» (из того же портфеля!). По концам они снабжены дюралевыми накладными крючками, с помощью которых закрылки пристегиваются к боковым передним ручкам лодки. Такое «модернизированное» стекло лучше защищает от брызг, с ним легче установить тент. И, наконец, это стекло при перевозке легче предохранить от поломки.
Для ночлега, а также для защиты от дождя был сделан тент размером 220X180 см. По краям и углам тента пришиты 6 матерчатых петель, за которые он расчаливается к ручкам.
Для образования двух скатов от носовой ручки через середину стекла до капота мотора протягивается прочный шнур.
С помощью дюралевой муфты оба весла я соединил в одно двухлопастное, как на байдарке.
Для обеспечения безопасности движения в темное время суток из автомобильного фонаря для аварийной стоянки (фонарь работает от двух батарей КБС, может служить для обычного освещения и для подачи прерывистых световых сигналов, стоимость — 7 руб.) изготовлен топовый огонь. Для этого сигнальная лампа вынесена на верхний конец дюралевой трубчатой стойки длиной 60—70 см. Лампа герметизирована стеклянным колпачком от фонаря заднего хода автомобиля «Москвич». Питание лампочки осуществляется от аварийного фонаря, помещенного в кармане-клапане лодки. Соединение — через разъем. Стойка топового огня крепится в месте соединения половинок стекла.
Был изготовлен также плавучий якорь. На стальной обруч диаметром 60 см нашит плоский конус из прочного палаточного брезента. К обручу прикреплены три стропы длиной по одному метру. Концы строп привязаны к надежному карабину, которым якорь за считанные секунды присоединяется к концу, привязанному к носовой ручке. Такой якорь хорошо удерживает лодку от сноса, если приходится делать вынужденную остановку для осмотра или ремонта мотора.
Последнее усовершенствование — резиновый мешок для бензобака, предотвращающий попадание горючего в кокпит.
В дальнейшем думаю оснастить «Пеликан» парусным вооружением. Тогда «надувнушка», диапазон плавания которой ограничен одним бачком бензина, получит гораздо большую автономность и станет пригодной для дальних походов.