В студенческом конструкторском бюро «Океан» Ленинградского кораблестроительного института проводилось исследование особенностей применения простейших радиопеленгаторов на малых судах.
Были изготовлены радиопеленгаторы нескольких типичных конструкций, которые затем испытывались в реальных условиях плавания. В январе 1978 г. в Таллине мы провели одновременные сравнительные пеленгования нашими «самодельными» приборами и пеленгатором английской фирмы «Koden», Средний разброс показаний составил ±1°. Испытания во время плаваний показали, что погрешность определения места менее 2,5 миль (средняя величина) в яхтенных условиях получить не удается вообще — ни с нашими, ни с фирменными пеленгаторами.
Наилучшие результаты показал ручной пеленгатор, представляющий собой единый блок с магнитным компасом КИ-13 и малогабаритным приемником. Такой пеленгатор оказался самым легким, компактным и наиболее удобным в работе. Разбивка картушки компаса на 5° вполне достаточна, так как работа ведется на пределе точности определения, равном 5,5°. С компаса считывается истинный радиопеленг, что очень удобно.
Очень важно, что антенна такого ручного пеленгатора при работе им на палубе оказывается поднятой над ватерлинией примерно на 2 м. Чаще же всего применяемые на малых судах «стационарные» пеленгаторы, как правило, устанавливаются в каюте вблизи штурманского стола; получается, что плоскость их антенны и плоскость воды почти совпадают, при крене плоскость антенны уходит под воду, а это нарушает нормальный прием сигнала антенной, снижает точность пеленгования.
Для изготовления ручного пеленгатора был использован радиоприемник «Россия-403», точно настроенный по ДВ-диапазону (желательно растянуть диапазон в области работы радиомаяков) и суженной до. 6 кГц полосой пропускания (для этого было необходимо изменить параметры конденсатора С21 и резистора R25). Внутренний динамик был снят, так как прием при пеленговании ведется на головные телефоны. Изготовлена новая шкала. Антенна экранирована. Сам радиоприемник установлен на ручку компаса — на противоположный ее конец. Кроме основной своей функции приемник может использоваться также и для приема метеосводок Чувствительность приемника — 150 мкВ при избирательности 46 дБ примерно соответствует параметрам испытанных фирменных радиопеленгаторов «Сификс» и «Супер Навитех».
Второй типичный пеленгатор настольного типа изготовлен на основе транзисторного приемника «Рига-103». Ферритовая антенна закреплена здесь на вращающемся лимбе, изготовленном из полистирола. Отсчет курсового угла ведется по неподвижному лимбу, на котором нанесены деления в градусах. Естественно, сам пеленгатор должен быть точно установлен курсовой чертой по диаметральной плоскости судна.
Вес этого пеленгатора составил 5 кг; чувствительность 60 мкВ; избирательность — 52 дБ; полоса пропускания — 3—8 кГц.
Для получения максимальной точности пеленгования целесообразно совмещать антенну и приемник в одном блоке, так как соединительный фидер при некоторых условиях вносит дополнительные помехи. Такое решение, кстати сказать, применяется на последних моделях зарубежных яхтенных радиопеленгаторов.
Для устранения расплывчатости минимума сигнала необходимо экранировать ферритовую антенну и собирать входную цепь приемника по симметричной схеме. Желательно также, чтобы полоса пропускания приемника не превышала 3—4 кГц. При сужении полосы пропускания затрудняется поиск радиомаяков и невозможен прием вещательных станций. В зарубежных конструкциях радиопеленгаторов полоса пропускания УВЧ 4—5 кГц, а с переключением на широкую — до 8—12 кГц.
Наш опыт работы с радиопеленгаторами на яхте показал, что здесь трудно обеспечить высокую точность пеленгования по целому ряду причин (низкое расположение антенны, неопределенность в величине радиодевиации, большая амплитуда качки и рыскливость яхты н т, п.). Тем более следует иметь в виду, что даже самый совершенный радиопеленгатор на крупном судне не является абсолютно точным средством для определения места в море: он, скорее, позволяет лишь уточнять свое место, полученное счислением, и не заменяет обсерваций.