Большинство отечественных моторов комплектуется магдино, имеющим генераторные катушки для питания бортовой сети, однако ни один из них (кроме моделей с электрозапуском) пока не имеет выпрямителя, чтобы можно было, зарядив аккумулятор, пользоваться освещением или питать электроприборы.
Оснащение мотора только выпрямителем еще не решает проблемы энергопитания. Дело в том, что переменная ЭДС, наводимая магнитами маховика в генераторных катушках, находится в прямой зависимости от частоты - вращения маховика: при большой частоте напряжение больше, при малой — меньше. При этом, если включены потребители небольшой мощности (например, только ходовые огни), перенапряжение может достигнуть величины, значительно превышающей рабочее напряжение применяемых ламп, и они перегорят.
Для устранения указанного недостатка я использовал выпрямитель со стабилизатором напряжения.
Применение стабилизатора дает возможность получать, постоянное напряжение, не зависящее ни от потребляемой электрической мощности, ни от частоты вращения коленчатого вала. При необходимости, например при регулировке зарядного тока аккумулятора, в небольших пределах стабилизированное напряжение можно регулировать.
Принципиальная схема устройства состоит из силового выпрямителя, собранного на диодах Д1-Д4, сглаживающего конденсатора С3, вспомогательного выпрямителя Д5, Д4 с конденсаторами С1 и С2 (необходимого для снижения сопротивления транзистора Т1 при снижении напряжения на генераторных катушках) и стабилизатора, собранного на транзисторах T1, Т2 и Т3, диодах Д7, Д8, постоянных резисторах R1-R4 и переменном резисторе R5 для регулирования выходного напряжения стабилизатора.
Конструкция блока стабилизатора состоит из четырех основных деталей, на которых смонтированы компоненты электрической схемы — стойки силовых диодов, радиатора транзистора Т1, печатной платы и лицевой панели.
Печатную плату лучше всего изготовить из двухстороннего фольгированного текстолита, с тем чтобы выводы деталей запаивать с двух сторон для улучшения виброзащищенности. Транзистор Т1 устанавливается на радиаторе 4 через фторопластовую или слюдяную прокладку и крепится текстолитовой планкой 3. Радиатор и стойка силовых диодов с вставленной между ними печатной платой стягиваются шпильками 2. Печатная плата при этом фиксируется распорными втулками 5 и 7. Конденсатор С3 вставляется в отверстие печатной платы и зажимается между радиатором и стойкой через резиновые прокладки. Собранный блок укрепляется на передней панели 8, на которой установлены разъем 9 (использован от мотора «Нептун-23») и переменный резистор R5. Блок стабилизатора может быть закрыт кожухом, в котором для обеспечения циркуляции воздуха для охлаждения транзистора Т1 и силовых диодов необходимо просверлить несколько отверстий.
Налаживание стабилизатора, правильно собранного из доброкачественных элементов, несложно. Необходимо добиться, чтобы у подключенного к генераторным катушкам работающего мотора при отключенных потребителях напряжение в точке «а» было в 2 раза выше, чем в точке «б». При подключенных к стабилизатору потребителях (можно использовать эквивалент нагрузки — резистор сопротивлением 4 Ом с мощностью рассеяния 15—20 Вт) резистором R5 устанавливается необходимое рабочее напряжение на выходе от 5 до 15 В. На этом регулировка заканчивается.
Зарядный ток аккумулятора контролируется амперметром со шкалой до 3—5 А и также может быть отрегулирован резистором R5.
Для улучшения охлаждения и уменьшения вибрации стабилизатор лучше установить не на поддоне мотора, а в лодке.