Серийный выпуск импульсных отмашек освоен промышленностью. Устройство называется «Сигнал-2» и стоит 32 рубля. К сожалению, выпускается отмашек явно недостаточно для полного удовлетворения спроса. В то же время принципиальные схемы и конструкции электронных отмашек несложны, детали недефицитны и при минимальном опыте в слесарном и электромонтажном деле изготовить такую отмашку можно самостоятельно.
Предлагаем вниманию водномоторииков несколько вариантов электронных отмашек, изготовленных читателями сборника. Напомним, что описания принципиальных схем некоторых отмашек уже публиковались в журнале «Радио» и в «КЯ» (см. №20, 1969 г.).
По схеме из журнала «Радио»
При самостоятельном изготовлении импульсной отмашки расхождения, описание которой помещено в журнале «Радио» № 5 за 1967 г., встречаются трудности как в подборе деталей, так и в наладке — не удается добиться устойчивых вспышек.
Причина перебоев — в слишком большой длине провода от импульсного трансформатора до ламп и, как следствие, чрезмерном затухании поджигающего импульса. Применив вместо одного два трансформатора (рис. 1) и разместив их прямо в осветительном плафоне, рядом с лампой, я избавился от этого недостатка.
Одновременно и пороговый элемент тиратрон МТХ-90 я заменил динистором КН102И (можно применить КШ02Ж или тринистор КУ101Е, КУ201Л).
В качестве плафонов удобно использовать кожух от поляризованного реле РП-5, в котором в одной из боковых стенок прорезается прямоугольное отверстие (рис. 2).
Для питания отмашки используются две последовательно включенные батарейки 3336J1 или аккумулятор бортовой сети лодки.
Трансформатор Т1 намотай на ферритовом сердечнике Ш7X7 (можно использовать сердечник блокинг-трансформатора ТБК от телевизора). Обмотка I имеет 20X2 витков провода ПЭВ ∅0,55, обмотка II — 2200 витков провода ПЭВ ∅0,1.
Импульсные трансформаторы Т2 и Т3 намотаны на гильзе ∅3 длиной 18 мм. Обмотка I имеет 30 витков провода ПЭВ ∅0,3, обмотка II — 3000 витков провода ПЭВ ∅0,05.
Отмашка из готовых деталей
Обычно питание импульсных отмашек выполняется от встроенных сухих батарей или от аккумулятора. Однако, учитывая, что генератор подвесного мотора вырабатывает переменный ток, можно значительно упростить схему, заменив преобразователь постоянного тока низкого напряжения в высокое трансформатором.
Можно применить трансформатор заводского изготовления с коэффициентом трансформации, равным 25—30. Мы на своей отмашке (рис. 3) использовали выходной трансформатор радиолы «Рекорд» (Тр1), добавив к его вторичной обмотке 45 витков провода ∅0,4. Выпрямитель применен однополупериодный, из двух последовательно соединенных диодов Д1 и Д2. Импульсный трансформатор Тр2 также заводского изготовления — МИТ4. Незначительная доработка заключается в том, что на внешнюю поверхность тора проводом ∅0,3— 0,5 наматываются 3 витка, причем начало соединяется с выводом 1, а конец — с выводом 6, вывод 2 соединяется с выводом 4 (для согласования направлений обмоток). Каждый импульсный трансформатор устанавливается в плафоне соответствующего осветителя правого или левого борта.
Для размещения ламп ИФК-120 и трансформаторов МИТ-4 мы использовали плафоны от подфарников автомобиля «Запорожец». Трансформатор приклеивается клеем 88 к задней стенке плафона. Габариты плафона позволяют разместить в нем также и ходовые отличительные огни.
Частота вспышек регулируется резистором R3 и несколько зависит от числа оборотов двигателя, так как от него изменяется напряжение на выходе генератора.
Двухгодичный опыт эксплуатации отмашки, собранной по приведенной схеме, показал ее надежность. Вспышка достаточно заметна даже в солнечную погоду.
Необходимо отметить, что мы пробовали заменять тиратрон МТХ-90 полупроводниковым прибором и убедились, что более стабильную работу обеспечивает тиратрон.
Отмашка с лампами накаливания
При эксплуатации отмашек расхождения с импульсными лампами в ночное время наблюдается неприятное явление — яркость вспышек такова, что на некоторое время ослепляет самого водителя светом, отраженным от палубы лодки (особенно, если она имеет светлую окраску). Этого недостатка лишены световые отмашки с лампами накаливания.
При применении автомобильных ламп мощностью 3—5 свечей отмашка хорошо видна как днем — на расстоянии 300—400 м, так и ночью — на расстоянии до 1,5 км.
Для получения мигающего режима отмашки я использую транзисторный прерыватель, схема которого описана в журнале «Радио» № 5 за 1976 г. Некоторые внесенные мной изменения необходимы для увеличения мощности переключаемых ламп (рис. 4).
При использовании транзисторов Т2 типа ГТ403А мощность переключаемых ламп можно увеличить до 5—6 Вт. Прерыватель собирается на печатной плате (рис. 5) размером 40X50 мм и при правильной сборке наладки не требует. В зависимости от мощности применяемых ламп может меняться частота прерывателя (скважность). Необходимая частота устанавливается подбором резистора R3 в пределах 1,5—2,2 кОм. Напряжение питания прерывателя от 8 до 18 В.
Транзистор МП26Б (Т1) можно заменить на МП20, МП21, МП25, МП26 с любым индексом; ГТ403А — на ГТ403, П214, П217, П605, Пб09 также с любым индексом.
Переключатель В1 — трехпозиционный с фиксацией в среднем выключенном положении; например, могут быть применены П2Т-5, П2Т-6, ПТ6-15Т и т. п.
Проверка свечей от отмашки
Импульсные отмашки расхождения имеют напряжение питания 200—300 В постоянного тока. Если преобразовать это напряжение в импульсное и повысить его до 12—15 кВ, то можно сделать прибор для проверки работоспособности запальных свечей.
Схема такого прибора — импульсного генератора высокого напряжения (рис. 6) работает следующим образом. При нажатии кнопки В1 конденсатор С1, заряженный через резистор R до напряжения питания, разряжается через управляющий электрод тринистора Д1, тринистор открывается и конденсатор выпрямителя отмашки разряжается через него и обмотку 1—2 автотрансформатора Тр1. На выводах обмотки 1—3 возникает импульс высокого напряжения (до 15 кВ), достаточный для пробоя воздушного зазора до 5—7 мм. Нажимая с небольшими интервалами на кнопку, можно получить количество импульсов, необходимое для тщательной проверки свечи на регулярность искрообразования.
Такой способ проверки свечей намного удобнее, чем непосредственно на моторе, особенно если проверка производится на плаву. К тому же при проверке на моторе нужно еще предварительно убедиться в исправности магнето; в противном случае можно забраковать вполне работоспособную свечу.
Повышающий автотрансформатор размещен на сердечнике сечением 18X25, изготовленном из трансформаторной стали. Обмотка 1—2 имеет 20 витков провода ПЭВ-2 ∅1,0 мм; обмотка 2—3—2000 витков провода ПЭВ-2 ∅0,15.
Выводы от автотрансформатора на свечи должны быть тщательно изолированы; например, можно сделать выводы проводом ПВВ, применяемым и для связи высоковольтного трансформатора со свечой.