Об использовании магнитов для улавливания металлических частиц, попавших в топливную смесь вместе с бензином и маслом, в сборнике уже писалось. Читатель И. В. Красноперов развил эту идею, сделав фильтр проточным и тем самым намного улучшив очистку смеси.
В магнитной ловушке его конструкции напряженность магнитного поля в зазоре между полюсами можно повысить (используя те же магниты), что позволит улучшить ее фильтрующую способность за счет уменьшения поля рассеяния. Для этого пара магнитов в каждой из половинок корпуса ловушки должна быть закреплена (например, приклеена эпоксидным клеем) на пластине из магнитного материала толщиной 3—4 мм. В этой пластине можно сделать отверстие для крепления к корпусу.
Я эксплуатирую свой «Нептун-23» уже четыре навигации. За это время он проработал в общей сложности более 300 часов, однако при контрольном осмотре двигателя не было обнаружено сколько-нибудь заметного износа: зеркало цилиндров, поршни, кольца, подшипники — все в отличном состоянии. А вот сосед мой по лодочной стоянке, эксплуатирующий такой же мотор и примерно такое же время, вынужден был уже заменять и кольца и поршни.
Резкого снижения износа двигателя удалось добиться за счет установки на топливопроводе магнитной ловушки металлических частиц. Конструкция ловушки очень проста: она представляет собой разъемную коробку из любого немагнитного материала (текстолита, дюралюминия и т. п.) с входным и выходным штуцерами, в которую вмонтированы две пары постоянных магнитов. Магниты установлены так, что весь поток топливной смеси проходит через узкий 3-миллиметровый зазор между полюсами. Полости между парами магнитов, магнитами и стенками имеют большое проходное сечение, а скорости потока здесь незначительные, так что практически получился отстойник.
Ловушку установил между баком и подкачивающей грушей. После того как было израсходовано несколько баков бензина, я вскрыл ее и был поражен большим количеством частиц металла и окалины, осевших на полюсах магнитов. При этом металлическая пыль и стружки располагались между полюсами магнитов так, что образовался своеобразный фильтр, который задерживал уже и неметаллические частицы и грязь.
Очистка ловушки от загрязнений производится или продувкой сжатым воздухом или липкой лентой (лейкопластырем и т. п.) после разборки корпуса ловушки.
Небольшой магнит диаметром 7 мм и длиной 10 мм я вклеил в нижнюю пробку редуктора. При замене масла в редукторе одновременно очищается от металлической стружки и этот магнит.