Защитный козырек для надувной лодки
Если на надувную лодку ставится подвесной мотор, то совершенно необходимой становится защита лодки от забрызгивания с носа. На своей лодке ЛГН-2 я приклеил козырек 1 из прорезиненной ткани, а для того, чтобы придать ему нужную форму со скатом к бортам и в нос, кормовую кромку козырька приклеил к обрезку велосипедной камеры 2. Камеру снабдил ниппелем 3 такой же конструкции, как и на сиденье мотолодки.
Макет для обучения яхтсменов
При теоретических занятиях с молодыми яхтсменами сталкиваешься с определенными трудностями в формировании четкого представления у ребят о том, когда нужно рулевому потравить или подобрать парус в зависимости от направления ветра. Макет произвольных размеров, изготовленный по приводимому эскизу, намного облегчит эту задачу.
Корпус 4 яхты можно сделать из оргстекла, склеив его дихлорэтаном. Плоскостью «ватерлинии» яхта приклеивается к диску 3 из полистирола или фанеры. На этом диске нанесены сектора и наименования курса яхты относительно ветра. На палубе яхты перед рубкой сверлится отверстие, в которое вставляется своим основанием мачта 7, свободно вращающаяся на 360°. К мачте, выполненной из металлической трубки 05 мм, припаиваются гик 5 и парус 6 из медной фольги. Парус хорошо отполировать и покрыть лаком.
Корпус яхты с диском вставляется в кольцо 2 (8), вырезанное из полистирола или фанеры, и легко в нем вращается. Кольцо приклеивается к основанию 9. На кольце крепится флажок 1, указывающий направление ветра. Тренер поворачивает рукой корпус яхты в любом направлении относительно флажка. Например, флажок указывает направление ветра прямо с кормы. Начинающему яхтсмену предоставляется принять решение потравить грот или подобрать, правильно поставить парус. На макете легко объяснять операции поворота фордевинд и оверштаг или как понять команду — привестись, увалиться, встать в левентик.
Чтобы не запутались стаксель-шкоты
Если на мачте закреплены лебедки для фалов, утки, кофельнагельные планки и т. п., то всегда существует риск, что за них запутаются стаксель-шкоты. А это в критических случаях может привести к задержке поворота на другой галс со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Тонкий линь, натянутый под углом к мачте и закрепленный за обушок на палубе, в значительной степени уменьшает подобную опасность.
Самодельный свисток-сирена
Многие читатели, сделавшие по опубликованному в «КЯ» № 40 эскизу свисток-сирену, были огорчены результатами. По просьбе редакции я попытался выяснить — в чем дело, и оказалось, что ошибка у всех одинакова.
Устройство свистка-сирены, как и большинства воздушных сирен, основано на принципе пересечения воздушного потока вращающимся ротором с отверстиями. Описываемый самодельный свисток-сирена состоит из корпуса 1, направляющей сопловой решетки 2, свободно вращающегося диска — ротора 3, крышки 4 и соосных регулировочных винтов 5 и 6. В роторе и направляющей решетке под углом 45° к плоскости диска сверлится по семь наклонных отверстий диаметром 3 мм. В крышке 4 сверлится семь отверстий диаметром 6 мм для свободного выхода воздуха.
Сирена представляет собой воздушную турбинку. Поступающий поток воздуха через сопловую решетку попадает на ротор. Благодаря тому, что отверстия ротора наклонены в сторону, противоположную направлению отверстий решетки, образуется момент, вращающий ротор. В то же время острая кромка отверстий ротора режет проходящий поток воздуха, создавая звук.
Сверление отверстий в роторе и решетке надо производить по нормали к радиусу окружности, а не по радиусам, как делали многие. В этом и состояла типичная ошибка, из-за которой ротор не вращался (в № 40 отдельной схемы расположения отверстий приведено не было).
Ротор, выточенный из 4-мнлли-метровой пластины эбонита или иного подходящего плотного и легкого материала (дюраль, титан и т. п.), должен вращаться в корпусе очень легко, но с минимальными зазорами как по периферии, так и относительно решетки. Зазор между решеткой и ротором регулируется с помощью верхнего 5 и нижнего 6 винтов. Так как упор ротора, возникающий под действием воздушного потока, воспринимается верхним винтом 5, рекомендую на нем под острие оси ротора поставить сапфировую или агатовую топку от какого-нибудь из старых измерительных приборов. Особое внимание следует уделить центровке всей системы.
И еще одно замечание. Некоторое влияние на скоростной напор воздуха имеет геометрия корпуса. Первоначальное сужение, а затем расширение воздушной камеры увеличивает скорость потока, а следовательно, и мощность звука.
Толщина решетки не должна превышать 3 мм; все детали, кроме ротора, делаются из латуни.
Воздушные емкости для байдарок
В поисках простейших, а главное — легких емкостей для обеспечения непотопляемости байдарки я обратился к детским надувным шарикам. Однако даже помещенные один в другой, они нередко лопались; тогда я стал укладывать каждый шарик в полиэтиленовый пакет, накручивая на его горловину «аптечную» резиночку. Результат; за сезон в байдарке не лопнул ни одни шарик.
Один шарик в пакете среднего размера обеспечивает сохранение 4—5 л воздуха. При этом хорошо затянутый резинкой пакет не только предохраняет тонкую поверхность шарика от повреждений, но и сам удерживает воздух, повышая тем самым надежность емкости. Десяток шариков вместе с пакетами стоит около рубля, при транспортировке места не занимает и практически ничего не весит, но вполне обеспечивает непотопляемость загруженной байдарки.
Усовершенствование рулевой проводки
Существующие конструкции штуртросной проводки на мотолодках обладают существенным недостатком — для выбирания слабины штуртроса необходимо применять талрепы, пружины, стяжные болты и т. п. Я применил измененную конструкцию барабана, благодаря которой необходимость в перечисленных деталях отпадает.
Барабан состоит из двух частей 5, одна из которых наглухо крепится на полом валу штурвала 1, а другая имеет возможность вращаться и удерживается от осевого перемещения по валу с помощью стопорного кольца 2 и штифта 3. В щеке неподвижной части просверлены одно или два отверстия 7 диаметром 6,2 мм; во вращающейся — 12 отверстий 6 соответствующего диаметра н расположенных по окружности на том же радиусе, что и отверстия 7. Концы штуртроса 8 наматываются на полубарабаны по два — три шлага в противоположные стороны, вводятся внутрь через отверстия в боковой поверхности. Здесь на концы тросов надеваются металлические втулки и расклепываются молотком или опаиваются. Потом одну часть барабана вращают вместе со штурвалом, а подвижную удерживают ключом, добиваясь совмещения отверстий 6 и 7 при достаточном натяжении тросов. В отверстие вставляется стопорный винт 4 диаметром 6 мм.
Натяжение троса производится одни раз за сезон.
Универсальный таганок
Любнтелн отдыха на природе часто пользуются кострами для приготовления пищи.
Предлагаю изготовить универсальный складной таганок, который может быть полезен как лодочникам, так н автомобилистам. Делается он нз прутков арматурной стали н обрезка трубки с внутренним диаметром 9—10 мм.
Трубка 2 приваривается к стойке 1 (диаметр 20 мм, длина 700 мм; можно воспользоваться трубой 3/4"). Поперечину 3 с крючком на конце для дужкн котелка можно согнуть нз 8-миллиметровой проволоки длиной примерно 300 мм.
Таганок удобен тем, что повернув поперечину 3, котелок можно вывести из огня. Стойку 1 можно использовать также в качестве швартовного колышка, если на берегу не за что привязать лодку. А если к концу стойки приварить пластинку 4, получается маленькая походная наковальня.
Магнит в канистре
За шесть сезонов эксплуатации мотора «Вихрь» я не менял ни цилиндров, ни поршней, ни поршневых колец, а «тянет» мотор и заводится, как новый. Зеркало цилиндров в отличном состоянии, выработки не замечаю. Думаю, что такое состояние цилиндро-поршневой группы достигнуто за счет того, что в бензобаке постоянно находится цилиндрический (пальчиковый) магнит, соединенный стальным тросиком с пробкой бензобака. Залью в бак топливо, а когда вытащу оттуда через несколько часов магнит, он оказывается весь ершистым, словно щетка для мытья бутылок. «Ерш» состоит из металлических частиц, которые находятся в топливе во взвешенном состоянии. Не будь магнита, все это прошло бы через цилиндры!