Аналогичные вопросы встречаются во многих письмах наших читателей. Ответить на эти вопросы мы попросили председателя организованного на кооперативных началах ленинградского BJV1K «Балтиец» В. Р. К л им-бек а. Кроме того, по просьбе водномоторников ряда городов страны приводим в качестве примера Типовой устав и Инструкцию о порядке организации кооперативов, действующие в Ленинграде.
Первейшим условием считаю наличие коллектива единомышленников — не менее 50 человек, которые ощутили необходимость создания кооператива. Из числа водномоторников, реально оценивающих предстоящие трудности и в то же время, желательно, оптимистов, выбирается организационный комитет.
Вторым важным условием является решение правовых вопросов. Могут возразить, что это главный, первый вопрос, но мне кажется, начинать надо с коллектива, а он уже сможет ставить какие-то вопросы и добиваться их решения. Для успешного решения юридических вопросов, конечно, должны быть предпосылки. Так, например, в Ленинграде такой предпосылкой является принятое 4 декабря 1974 г. решение № 846 Исполкома Ленинградского городского Совета «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных стоянок лодок н катеров индивидуальных владельцев» (опубликовано в «Бюллетене Исполкома Ленгорсовета» № 3 за 1975 г.).
Это решение принято, как сказано в его тексте, в соответствии с разрешением правительства РСФСР распространить действие постановления СМ РСФСР от 24 сентября 1960 г. на организацию кооперативных стоянок лодок и катеров. Это или аналогичное разрешение наряду с многократно цитированным в сборнике директивным письмом министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР за № 01-30-117 от 21 апреля 1975 г. н должно послужить основой для подготовки необходимого для официальной организации кооператива решения местных Советов.
В нашем случае, после того как Ленгорисполком обязал исполкомы районных Советов организовать в своих районах водно-моторные кооперативы, Исполком Красносельского райсовета пошел нам навстречу и 27 марта 1975 г. вынес решение о создании водно-моторного кооператива «Балтиец». Это решение и дало нам юридическое право на законное существование.
В марте 1975 г. мы на общем собрании еще раз подтвердили свое желание сделать организацию нашей стоянки кооперативной, приняли Устав — основной закон, разработанный на базе Типового устава, утвержденного решением Ленгорисполкома, упомянутым выше, выбрали правление, утвердили смету, штатное расписание, суммы вступительного, паевого и эксплуатационного взносов. Таким образом мы решили подчинить организацию стоянки и ее жизнь в будущем воле членов кооператива, доверив правлению выполнение решений общего собрания.
Правление довело до конца решение таких вопросов, как отвод земельного участка, заказ печатей и штампов, утверждение Устава в Исполкоме и т. д. Мы отказались (при поддержке Исполкома) от так называемых услуг фирмы «Невские зори» УБО.
Недавно был подведен итог уже двухлетнего периода жизни нашей кооперативной стоянки: ни у кого нет сомнений в правильности выбранного пути, хотя, конечно, были и критические замечания. Мы смогли за эти два года расширить площадь гавани вдвое, что позволило увеличить численность базирующихся судов с 340 до 640. Углубили наиболее мелкие участки акватории. Примерно в 20 раз увеличилась протяженность благоустроенных проездов, а ведь для этого засыпать приходилось самое настоящее болото! Мы трезво оцениваем свои возможности, даем реальную оценку своим успехам, понимаем, что наш «Балтиец» — это пробный камень, и от нас во многом зависит, как в дальнейшем на всех владельцев маломерных судов будут смотреть власти города.
В принципе в будущем рано или поздно нам придется «переезжать», но есть уверенность, что город попросит нас освободить место (под жилую застройку) не раньше, чем будет готов запланированный для размещения «Балтийца» новый Западный канал. Ведем деловой разговор с Глав. УКСом и институтом «Ленгипроинжпроект» о том, каким быть этому новому каналу, как его для нас оборудовать. Канал будет строиться за счет города, а оборудование — за счет кооператива. Разве это не пример разумного подхода к злободневной теме? Станет это нам не дешево, ориентировочно одно место на новом канале обойдется в 900 рублей, однако думаем, что эту цифру удастся сократить. Главное, что мы чувствуем себя хозяевами своей стоянки!
Типовой устав кооператива по строительству и эксплуатации коллективной стоянки для лодок и катеров индивидуальных владельцев в Ленинграде и пригородах
1. Кооператив по строительству и эксплуатации коллективной стоянки лодок и катеров индивидуальных владельцев организуется с целью обеспечения стоянками для лодок и катеров индивидуальных владельцев — членов кооператива, проживающих в __________ районе Ленинграда или в городе ___________.
2. Кооператив организуется на основании решения исполкома райсовета депутатов трудящихся от _____________ №___________ и руководствуется в своей деятельности настоящим Типовым уставом и Инструкцией о порядке организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных стоянок для лодок и катеров индивидуальных владельцев.
3. Кооператив приобретает права юридического лица со времени регистрации Устава в исполкоме райсовета, имеет печать с обозначением своего наименования.
4. Строительство и эксплуатация кооперативных стоянок лодок и катеров осуществляются на правах кооперативной собственности и самоокупаемости.
5. Средства кооператива состоят из:
- а) вступительных взносов членов кооператива;
- б) паевых взносов;
- в) взносов на содержание и эксплуатацию построек для хранения плавсредств;
- г) прочих поступлений.
Все собственные средства кооператива вносятся на соответствующие счета кооператива в учреждениях банков.
6. Органами управления кооператива являются общее собрание членов кооператива и правление кооператива.
Правление кооператива в количестве не менее трех человек избирается общим собранием сроком на два года.
Правление избирает из своего состава председателя правления и его заместителя (заместителей).
7. Кооператив осуществляет свою деятельность под руководством и контролем исполкома районного Совета депутатов трудящихся, зарегистрировавшего его устав.
8. Все вопросы о правах и обязанностях кооператива, правах и обязанностях членов кооператива, об органах управления кооператива и прекращении деятельности кооператива, ликвидации его дел, не предусмотренные настоящим Уставом, регулируются Примерным уставом кооператива по строительству и эксплуатации кооперативных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 года № 1475. (См. «Собрание постановлений СМ РСФСР» № 33 1960 г. и № 13 1971 г.).
Инструкция о порядке организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных стоянок для лодок и катеров индивидуальных владельцев в Ленинграде и пригородах
1, Основанием для организации и утверждения кооператива являются: список желающих поступить в кооператив, заверенный в исполнительном комитете районного Совета депутатов трудящихся; протокол общего собрания вступающих в кооператив; Устав кооператива, принятый общим собранием.
2. Членами кооператива могут быть граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, с постоянной ленинградской пропиской и имеющие в личной собственности плавсредства — лодки, катера.
3. Лица, желающие вступить в кооператив, обращаются с письменным заявлением в исполнительный комитет районного Совета депутатов трудящихся.
К заявлению прилагаются документы о наличии индивидуальных плавсредств и регистрации их в Навигационно-технической инспекции по маломерному флоту.
4. Членами кооператива считаются граждане, принятые общим собранием и внесшие вступительные и паевые взносы.
5. Каждому члену кооператива предоставляется на стоянке место для отстоя и хранения плавсредств в соответствии с техническими требованиями.
6. Комплектование кооперативов осуществляется исполнительным комитетом районного Совета депутатов трудящихся, который:
- организует прием и консультацию граждан, желающих вступить в кооператив;
- проводит проверку документов, представленных гражданами, вступающими в кооператив;
- ведет учет желающих вступить в кооператив;
- выдает кооперативам по мере их комплектации справки для заключения договоров с ГлавУКСом на выполнение функций заказчика;
- заверяет списки членов кооператива для зачисления их паевых взносов на собирательные счета кооперативов;
- направляет отдельных граждан в организованные кооперативы взамен выбывших членов;
- оформляет разрешительную документацию на открытие накопительных счетов;
- осуществляет руководство и контроль за деятельностью кооперативов после ввода стоянок в эксплуатацию.