В плавании на «Драконе» по Азовскому морю мы пользовались лагом, устройство которого предложено в книге Мархая (1-е издание). К моему удивлению, лаг вызывал повышенный интерес всех, кто видел его у нас.
В качестве лаглиня применялась обыкновенная рыболовная леска. Поплавок из пенопласта. Такой лаг можно изготовить в плавания из подручных материалов. Катушку нетрудно выстругать из пенопласта. Измерения производятся из кокпита с наветренного борта. Предварительно отмотав полметра линя и зажав катушку пальнем, поплавок забрасывают, как удочку, за борт. Когда линь натянется, отпускают катушку. Следует надеть на руку строп, ибо уже при скорости в 4—5 узлов, когда лаглинь смотается до конца, рывок достаточно силен, чтобы вырвать катушку из рук, если зазеваться. Время от спуска до рывка замеряют секундомером. И в ночное время для измерения более ничего не требуется. Скорость определяется но табличке. Иногда с интерполяцией.
На 100-мильных переходах вне видимости берегов из Бердянска в Керчь и из Темрюка в Жданов лаг дал вполне удовлетворительные результаты. Берег мы увидели, когда ожидали.
К недостаткам лага можно отнести то, что разматывается линь за несколько секунд, а смотать 19 м лески с поплавком на конце — занятие не из приятных. Сразу повторить измерение желающих не находилось. Но предлагаемая конструкция представляет широкое поле для «изобретений».
Кто-то, например, увеличит диаметр катушки или сделает лагом... обычный спиннинг. Можно и вовсе отказаться от «механики». В этом случае рабочая часть лаглиня — 18,5 м ограничивается марками из флахдуха. Для определения скорости лаглинь змейкой укладывают на корме и кренят за что-либо его коренной конец. Затем поплавок бросают за борт, придерживая лаглинь. Когда лаглинь опущен и первый флахдух минует кромку кормы, включают секундомер. Останавливают секундомер с проходом через кромку кормы второго флахдуха. Выбирая лаглинь, его сразу же вновь укладывают змейкой, что позволяет быстро повторить замер. Табличку определения скорости удобнее нанести прямо на поплавок — она всегда будет перед глазами. Лаглинь для такого лага лучше всего сделать из синтетического эластичного юзеня, который почти не запутывается и не «пружинит», как леска.
Чем выше борт яхты, тем длиннее следует делать отрезок лаглиня между поплавком и первым флахдухом.
По отклонению лаглиня можно измерять угол дрейфа. Для этого мы с обоих бортов на палубе параллельно ДП прочертили карандашом линии и с помощью транспортира определяли угол дрейфа. Но нужен некоторый опыт, чтобы углы дрейфа определять близко к истинным.