За время эксплуатации своего «Прогресса» с 1970 г. я постепенно превратил его в весьма удобное и комфортабельное судно с легкой рубкой на весь кокпит, снабженное всем необходимым для длительного обитания в нем 2—3 человек. Лодка укомплектована двумя моторами: «Вихрем-М» и «Прибоем». Первый служит основным для коротких походов, второй — для длительных плаваний по р. Кубань с выходом в Азовское море. После шумного и довольно «прожорливого» «Вихря» «Прибой» кажется совсем тихим и феноменально экономичным. Длительное плавание под ним совершенно не утомительно. А в условиях путешествия по своенравному Азову «Прибой» просто незаменим: скорость 8—10 км/ч гарантирована, «Прогресс» в режиме плавания легко пляшет по коротким крутым и беспорядочным волнам. Имея на борту 80-литровый запас топлива, можно на несколько дней забыть о хлопотных проблемах заправки.
Электрооборудование мотолодки функционирует как на стоянке, так и при работе любого мотора. Источником питания является самодельный аккумуляторный фонарь с мощной фарой-прожектором, составленный из 5 банок аккумуляторов НКН-10. На корпусе фонаря имеются клеммы для подключения к электрооборудованию мотолодки или лампочки освещения палатки. В пути фонарь располагается на полочке по левому борту «Прогресса», перед дистанционным управлением. При работе мотора аккумулятор подзаряжается либо от силовой обмотки генератора «Прибоя», либо от обратных импульсов катушек зажигания «Вихря» через однополупериодный выпрямитель Д1, Д2 и ограничительный резистор R1. Контроль заряда-разряда аккумулятора осуществляется по амперметру ИП1. При работе от «Прибоя» диоды Д1 и Д2 запараллеливаются перемычкой на разъеме ПМ (контакты 3 и 4).
Оба мотора снабжены штепсельными разъемами типа РШАВ-6 и термодатчиками-терморезисторами типа ММТ-4 номиналом 1 кОм. Последние крепятся красномедными хомутиками в верхней части головок блока ПМ. На «Прибое» разъем РШАВ-6 располагается в месте удаленного штатного разъема, на «Вихре» — на правой части поддона. Ответный разъем — гнездо РШАГ-6, соединено с 6-жильным кабелем, проходящим через сверление в перегородке ахтерпика и шпангоутах к приборной доске. В последней сделано окно, в которое вставляется приборный щиток (на рисунке обведен пунктиром) С внутренней стороны на щитке располагаются 10 изолированных зажимов для подключения кабеля ПМ — щиток, кабеля аккумулятор — щиток и проводов плафона освещения рубки, навигационных огней и электрической «мигалки»-отмашки.
Контроль температуры головки блока ПМ осуществляется по прибору ИП-2, включенному в измерительную мостовую схему R2, R3, R4, R5, R6. Подстроенный резистор R4 выведен «под шлиц» и регулируется только при смене терморезисторов. При указанных на схеме номиналах обеспечивается измерение температуры с точностью не хуже ±10°С, что вполне достаточно для практики — ведь важно не абсолютное значение температуры, а индикация нормального и аварийного режимов.
Как видно из рисунка, на щитке также расположена дублирующая кнопка «стоп» (КН1) и розетка (P1). К розетке подключается электробритва, дополнительный усилитель к карманному приемнику, вентилятор и прочее. Кстати, кому приходилось мучиться в душные штилевые ночи от мириадов комаров, когда в спальнике невозможно уснуть от адской жары — обратите внимание на вентилятор! Моторчик от детской игрушки, деревянная втулочка на его оси, с косыми прорезями, куда вставлены две кожаные лопасти, — вот все, что нужно для спокойного ночлега в комарином царстве. Вы укладываетесь в одном вкладыше поверх спальника, вентилятор укрепляете над головой, и воздушный поток оказывается непреодолимым препятствием для кровопийц.
На схеме указано реле поворота — оно может быть любого типа, например, от мотоцикла. Советую также сделать тахометр, необходимый для контроля нормальной работы обоих моторов. Я применил схему тахометра «Амур-М» (сборник №59), включив его выводы «а» и «г» в разрыв цепи Д1, Д2 — R1. При этом Д3 (см. схему тахометра) исключается, R10 уменьшается до 51 Ом, и используется стабилитрон Д2 типа КС-156. Вывод 2 соединяется с «массой», а вывод 1 — с цепью «-6В».