С первыми же отзывами о «Грифе» и «Пеликане» в качестве судов для дальнего туризма, на который они, кстати говоря, вряд ли рассчитаны, мы читателей уже познакомили — см. сборник №58. Теперь следовало выяснить их возможности в гораздо более распространенных условиях эксплуатации — при кратковременных прогулочных плаваниях и выходах на рыбалку. Выяснить и рассказать об этом.
Так и была сформулирована основная задача очередных редакционных испытаний «на мерной миле КиЯ»: совершить «самый типичный» выход на рыбалку на два выходных дня. А попутно замерить скорости, походить на волне и в тростниках, попробовать буксировать лыжника и т. п.
И вот пролетает мимо окон «Волги» осенний лес — мы едем на Вуоксу. Во всех отношениях типичный маршрут — полторы сотни километров пути, хорошая рыбалка на широких плесах и в шхерах. Типичен и «способ доставки».
Можно ли советовать приобрести «Гриф» человеку, «не автомобилизованному»? Наверное, нет. Два неудобных для длительной переноски пакета с лодкой имеют солидный вес — свыше 58 кг. 25-сильный мотор, на который рассчитан глиссирующий «Гриф», весит немногим меньше и вовсе не приспособлен для транспортировки «на плечах». А ведь нужно захватить еще и рюкзаки, спальные мешки, палатку, бачок с горючим. Такое далеко не унесешь! Под силу это только автомобилисту и то с оговоркой: с покупкой «Грифа» владельцу «Жигулей» или «Москвича» непременно надо заводить верхний багажник. Даже в «Волге» пакеты с лодкой в задний багажник едва помещаются, не оставляя ни сантиметра свободного объема! Так что, если говорить об удобстве перевозки на наших малолитражках, то надувная моторка при таком весе и объеме пакетов не имеет ощутимых преимуществ перед жесткой картоп-лодкой.
Попутно о весе «Грифа», близким к предельному для тех же «Жигулей». Простейшее сравнение его с весом других надувных лодок под 25-сияьные моторы (например, «Зодиака» — 44 кг, «Мапа-201» — 42 кг) покалывает, что создателям лодки есть смысл совершенствовать ее конструкцию...
Наш лагерь у озера. Желтые пряди березы, догорающие цветы кувшинок. Берег сбегает к воде галечным пляжем. Здесь мы и распаковываем «тюки».
Сборку начинаем с ясеневого киля. Тяжелые половины его соединяются с помощью надеваемой сверху П-образной металлической накладки. Лодка не новая. Очевидно поэтому гайки начинают наворачиваться на болты лишь после того, как пускаются в ход гаечные ключи.
Конструкцию этого узла вряд ли можно назвать удачной: от постоянного смещения половинок киля при ходе на волнении соединение неизбежно ослабевает, резьба «забивается». (Позже нам стали известны несколько случаев, когда болты просто срезало металлом накладки и лодка со сломанным «хребтом» чуть ли не складывалась на ходу.) А ведь киль для глиссирующей надувнушки — важнейшая деталь!
Расправив оболочку лодки, вставляем собранный киль в «паз», имеющийся на внутренней поверхности мягкого днища, а кницу — в направляющие жесткого транца. Двумя болтами, опять-таки с трудом заворачивая гайки с помощью гаечных ключей, соединяем киль и толстый фанерный транец воедино.
Теперь надо немного надуть баллоны, чтобы вставить пайол. Поочередно (конструкцией не предусмотрено перепускных клапанов между камерами) подкачиваем все пять главных отсеков лодки. При этом обнаруживаем, что ножной насос-«лягушка» довольно неудобен. Нога скользит по гладкому покрытию педали, «лягушка» то и дело норовит повалиться или отползти в сторону. Каждый «вздох» дается с трудом — приходится 2—3 секунды ждать, когда после качка мех наполнится воздухом. Стоило бы, пожалуй, нанести на поверхность педали нескользящее покрытие, форму ее приспособить под очертания ступни. Поскольку подкачивать отсеки на плаву удобнее руками, хорошо было бы приспособить «лягушку» и для этого (фирма «Авон», например, делает в площадках мехов специальные овальные отверстия-ручки).
Слегка подкачав лодку, вкладываем в нее жесткий настил, который состоит из тяжелых фанерных щитов с ясеневыми планками по периметру. Собираем пайол, поочередно заправляя боковые планки в пазы щитов и под баллоны, совмещая поперечные замки (паз — выступ, паз — выступ). Собирается он с большим трудом. В ход идет молотов, обоим становится жарко. Солнце, тем временем, клонится к лесу, надо торопиться! А дело продвигается медленно. Долго не удается вставить на место крайний носовой щит, расперев лодку по длине. Возможно, мы что-то делали не так, поскольку не читали заводской инструкции по сборке, но ведь и все покупатели, как мы выяснили в магазине, такой инструкции не получают! (Позднее, когда стали разбирать «Гриф», мы столкнулись еще с одной неожиданностью: хотя части пайола и сделаны из водостойкой фанеры и ясеня, покрытого лаком, они все равно разбухают; разбирать лодку с набухшими бортовыми планками тоже нелегко!)
Да, очевидно конструкторам имеет смысл поработать над конструкцией жестких элементов «Грифа». Вот, например, на американских лодках «Зодиак» все части настила соединены на петлях и легко раскладываются при сборке. Очевидно, в совершенствовании «монолитного» узла транец-пайол-киль и путь к снижению веса: на «Грифе» дерево весит, пожалуй, не меньше, чем оболочка, а, скажем, на английской лодке «Авон» (тоже под мотор 25 л. с.) — вес жесткой конструкции вдвое меньше, чем оболочки...
Так или иначе — дело сделано, пайол собран и с помощью двух подкосов жестко соединен в одно целое с транцем.
Теперь можно надуть все камеры до окончательного — рабочего давления. Последними надуваем камеры малого диаметра, расположенные по верху основных баллонов — водорезы, как называют их конструкторы лодки; кроме защиты кокпита от брызг, они служат и дополнительными элементами продольной жесткости.
Степень готовности каждой камеры приходится определять на ощупь (хорошо бы на этот случай иметь манометр!). Нормальное избыточное давление в отсеках невелико: в среднем 0,1—0,2 атм. Это еще одна гарантия живучести: при проколе воздух из камеры будет выходить медленно! В перекаченной воздухом лодке жесткий настил выгибается, его края протирают защитное покрытие материала оболочки, открывая путь разрушающему действию бензина, песка и солнечных лучей к легко уязвимой силоновой ткани. На солнце воздух в камерах может нагреться до 70° С и, расширяясь, разорвет ткань! Так что лучше недокачать, чем перекачать. (Тем более, что предохранительных клапанов нет!)
Итак, «Гриф» приведен в «боевую готовность». Наконец-то можно осмотреть лодку в целом. От брызг с носа нас должна защищать матерчатая палуба, поддерживаемая распорной трубчатой дугой из пластика. В районе миделя со стороны кокпита к камерам приклеены фланцы, в которые вставляется концами поперечная деревянная распорка; служит она для фиксации положения спинки надувного кресла и препятствует сближению камер при полной нагрузке. Снаружи борта защищены от повреждений «привальным брусом» — узкой полоской губчатой резины, об-формованной материей. На бортах п в носу имеются пять резиновых ручек для переноски собранной лодки. Два весла-гребка укрепляются вдоль бортов в матерчатых петлях.
Сегодня ставить мотор и выходить в плавание уже поздно. Спихиваем лодку в воду, поскольку решаем, что на суше ей будет слишком холодно (дело происходит в конце сентября). Идем отдыхать.
Утром навешиваем «Нептун-М», грузим в лодку бачок с бензином. Первый выход решаем совершить налегке: я в одиночку иду в соседний заливчик ловить рыбу.
Завожу мотор и, пристроившись на правом баллоне — никакой банки для рулевого нет, начинаю плавно прибавлять газ. «Гриф» встает на дыбы, упираясь в небо оранжевым носом. Опрокидывается ведро, к транцу сползает якорь, сбиваются к ногам рыболовные снасти и инструмент. Ухватившись за поперечную распорку и на всю длину руки подавшись вперед, вслепую — из-за носа впереди ничего не видно, стараюсь заставить лодку выйти на глиссирование. Безрезультатно!
Предположения о капризности надувных лодок в момент выхода на глиссирование — чувствительности к центровке — оправдываются. Легкое с малой осадкой суденышко имеет очень небольшое водоизмещение. В начале глиссирования, когда поддерживающие ее гидродинамические силы еще невелики, плавучести кормовой части, включая выпущенные за транец опорные концы бортовых баллонов, не достаточно, чтобы противодействовать упору гребного винта и уменьшить стартовый дифферент. В принципе необходимы тщательная центровка с передвижением центра тяжести в нос и максимально возможное повышение оси винта — применение мотора с короткой йогой (в данном случае «Вихрь» был бы немного выгоднее «Нептуна-М») или увеличение высоты транца с помощью накладки.
Сбрасываю газ. Начинаю разбирать завал в корме. (Тут-то и выясняется, что из-за дифферента лодки в момент старта из-под открытой воздушной пробки полного бачка выливался бензин!)
Все перетаскиваю в нос и стараюсь уложить понадежнее. Однако длины шланга хватает только на то, чтобы пристроить бачок не в носу, а где-то посередине (запасайтесь шлангом подлиннее!). Предусмотрительно на первые секунды завинчиваю воздушную пробку. Заранее сажусь как можно дальше от транца (хорошо бы удлинитель к румпелю, а еще лучше — дистанционное управление!).
Теперь «Гриф» выходит на глиссирование — по секундомеру за 4 секунды — и быстро набирает скорость до 46 км/ч.
Ощущения непривычные. Лодка буквально «стелется» по воде, ходового дифферента практически нет, усы начинают разбегаться сразу же от носовой части (от точки где-то на первой трети длины!). К привычному шуму воды примешивается какой-то странный звук хлопающей на ветру простыни. Заглядываю в отверстия на пайолах — это днище «дышит», как загнанный зверь. Даже на самой мелкой зыби лодку сильно трясет.
Сажусь на борт, пытаюсь даже свеситься наружу — остойчивость отличная, крена нет. А вот ход неровный, дерганный; впечатление такое, будто лодка пробирается между «колдобинами». Видимо, избавиться от склонности к рыскливости на надувных моторках невозможно, хотя килеватость днища, конечно, во многом и уменьшила этот их недостаток!
Убавляю газ ниже среднего, однако скорость падает только до 30 км/ч. А это значит, что не обязательно вешать на транец «Грифа» мотор максимально разрешенной мощности. Ведь это, как всегда, большой расход бензина (а в надувнушку батарею бачков особенно-то не поставишь); это излишние вес и сложность транспортировки, про которые всегда стоит помнить, отправляясь в комбинированное путешествие — на лодке и наземным транспортом. Думается, что самым удачным для «Грифа» вариантом будет «Ветерок-14». А мощный мотор, если и хорош, то для непродолжительных скоростных прогулок!
Пробую круто положить румпель на борт: лодка входит в поворот без сноса, с небольшим внутренним креном, радиус поворота почти пятачковый — меньше двух длин корпуса. Плохо то, что дифферент на корму сильно увеличивается; вырывающаяся из-под конца наружного к повороту баллона вода ударяется во внутренний баллон, заливает лодку и мотор через транец. Очень нужны кормовые фартуки, забытые в Ленинграде (думаю, однако, что и они не спасли бы положения!).
Ложусь на прямой курс, продолжаю путь. Солнце уже высоко, шершавые бока «Грифа», нагреваясь, начинают едва заметно полнеть. Над горизонтом появляются подозрительные облака — с севера идет непогода. Надо спешить.
Прибавляю газ и вдруг замечаю, что над каждым из круглых отверстий в пайоле появляются и растут фонтанчики воды. Волна едва заметная, лодку не забрызгивает. Откуда же вода? Оказывается, виноват мотор: струйки воды срываются с него и через транец захлестывают внутрь лодки, а постоянно «играющее» дно поддает скапливающуюся под пайолом воду. Глушу мотор и на два деления уменьшаю угол его наклона. «Гриф» резво выходит на глиссирование, струйки становятся слабыми, но все же немного воды попадает в лодку и теперь.
Свесившись за транец, изучаю обнаруженное явление. Вырываясь из-под конусообразных концов баллонов, мощные струи воды так ударяются в дейдвуд, что часть из них под сильным напором гонится вверх по ноге. Нужен козырек-отражатель, охватывающий ногу мотора чуть выше середины. (Кстати, при плавании с «Вихрем» такого явления не наблюдается!)
Прибавляю газ, мотор взвывает — к винту прорывается воздух! Возвращаю «Нептун» на одно деление назад, а заодно и меняю винт — ставлю более тяжелый (шаг 300 мм). Теперь шаткий компромисс: вроде бы не особенно заливает — и винт неплохо «цепляется» за воду, мотор перестает перекручивать обороты. Сменные винты — одно из явных преимуществ «Нептуна», особенно полезное на надувной лодке, водоизмещение которой может меняться в широких пределах. Ведь при малом собственном весе она может нести большой груз: для 3,3-метрового «Грифа» это официально разрешенные 500 кг! Использовать максимальную мощность двигателя при любом из вариантов загрузки и помогают сменные винты.
Теперь размышляю: как избавиться от воды? Пайол не приподнимешь, черпаком не вычерпаешь. Хорошо бы иметь насос для откачки воды, а проще всего, конечно, сделать в транце самоотливной шпигат (на большинстве зарубежных «пневматических» лодок такое устройство есть!). Придется подождать до берега, а там приподнять нос и воспользоваться дедовским черпаком.
Наблюдаю за фонтанчиками, от которых уже все промокло, и задаюсь следующим вопросом: а зачем, собственно, вообще понадобилось в каждом из щитов пайола делать отверстия? Для удобства сборки-разборки? Или как раз для откачки воды насосом? А может быть наоборот — для стока вниз воды, попадающей сверху?
На глиссирующей надувнушке, скажем прямо, комфорта нет. Когда тебя забрызгивает на волне снаружи — из-за малой высоты борта — это одно, а когда ты мокнешь изнутри, это уж никуда не годится! К тому же, песок и грязь с настила попадают через отверстия вниз, на матерчатое днище, которое постоянно трется о киль и края пайола...
Приближаюсь к цели своего путешествия — мелкому заливчику, подернутому ряской и кувшинками. Выключаю двигатель. С полного хода «Гриф» еще 20—25 м продолжает глиссировать, а потом уже резко замедляет ход, при этом волна едва не захлестывает лодку через транец. Берусь за весло. К сожалению, уключин нет. Это неудобно. Сопротивляться ветру и течению или прорываться через траву на надувнушке трудно всегда, а с коротким гребком, входящим в комплект «Грифа», — вдвойне. Лодка юлит, постоянно уходит с курса. Грести кормой вперед оказывается легче: острый нос, погружаясь в воду, делает лодку более устойчивой на. курсе. Но идти задом наперед через тростник, естественно, не удается. Хорошо бы отталкиваться от дна, но гребок слишком короткий, а инерция лодки мала. Глубина всего два десятка сантиметров, но «Гриф» дном не цепляет. Малая осадка, дающая возможность пробираться туда, где лишь поблескивает зеркальце воды, — несомненное достоинство надувных лодок!
Добравшись до чистой воды, отдаю якорь, раскладываю снасти. Крючки, нож, словом — все режущее и колющее стараюсь держать от бортов подальше (неровен час...).
Свободно устраиваюсь на одном борту. Удобно, мягко. Остойчивость прекрасная. Низкий борт не мешает закидывать удочку. Даже неосторожное движение не создает шума. Полтора часа безмятежной ловли.
За приятным занятием не замечаю, как под тяжелым пологом тучи темнеет лес, бежит по воде морщинистая дорожка первого ветра. Лодку начинает кружить. Пока не полил дождь, надо уходить. С трудом выгребаю из тростника; кстати говоря, наиболее эффективны короткие гребки-рывки.
Когда я выскочил из-под защиты мыса на крутую волну широкого плеса (на глаз высота волн 70—80 см), первое впечатление было таким, будто на машине я с гладкого шоссе на полной скорости вылетел на худой проселок. «Гриф» начало бросать из стороны в сторону. Как-то там все эти палочки, тряпочки, барашки? При каждой встрече с волной лодка получает жесткий удар, идет рывками. В кокпит летит пелена брызг, не спасают ни носовая палуба, ни водорезы. «Гриф» стремится то выгнуться, то сложиться, транец ходит ходуном, румпель вырывается из рук.
Испытываю инстинктивное желание держаться за что-нибудь надежное, но ничего нет, кроме хилой поперечины. Сидеть на жестком настиле невозможно (жалею, что не захватил мягкое сиденье!), приходится все время привставать, как в стременах, приноравливаясь к скачке лодки. Занятие, скажем прямо, опасное! Борт очень низкий, уцепиться не за что, а лакированный пайол, обильно поливаемый водой, не уступает катку. Конечно, для таких условий необходимо иметь аварийное выключение зажигания, самосброс газа, а лучше всего, опять-таки, дистанционное управление!
Обязательно надо к пайолу приклеить рифленую резину хотя бы под ногами водителя.
Внутри хаос. Все подпрыгивает, все сбивается к углам транца. Лапа якоря уперлась в один баллон, бачок своим острым краем вдавливается в другой. Фонтаны из-под настила бьют в полную силу. И мокро, мокро, мокро! За исключением небольшого кармашка в носу под «палубой» ни одного сухого места создатели «Грифа» не предусмотрели. Видимо, надо особенно тщательно укладывать снаряжение (промокающее — в полиэтиленовые мешки), острые предметы прятать внутрь мягких пакетов или совсем но брать. Для бензинового бачка надо сделать на пайоле деревянные держатели. Неплохо бы приклеить к бортам тесемки или ремешки, чтобы привязывать рюкзаки; приспособить для крепления снаряжения резиновые амортизаторы, прижимающие мешки к пастилу.
Румпель «Нептуна» начинает ползти вверх: крепление струбцин на мокрой и твердой бакфанере транца от тряски ослабло, мотор поехал. Хорошо, что он привязан страховочным концом! Сбрасываю газ, укрепляю мотор. Думаю, что стоит под шайбы струбцин в фанере выбрать углубления или сделать накладку из менее твердого дерева.
Против волны («Гриф» на глиссирование выходить не хочет: задирает нос, встает на попа, — того и гляди порывом ветра лодку перевернет через транец. Поворачиваю на 180°. Теперь «Гриф» спокойно садится на подкатившуюся сзади волну и начинает глиссировать. На попутной волне ход становится мягче, удары меньше, но лодку по-прежнему сильно водит. Пробую идти под различными углами к бегу волн. Самым «комфортабельным» оказывается угол в 10—12°: «Гриф» не втыкается в гребни, а мягко, без заметных ударов переваливает через волны. Возникающий при этом крен не опасен, остойчивости вполне достаточно...
По заранее составленной программе мне надо имитировать аварию. Приоткрываю ниппель правой передней камеры. Какое-то время никаких изменений в поведении лодки не заметно. Потом лодка неожиданно начинает угрожающе рыскать, оседать на правый борт и горбиться: это из-под слабеющего баллона вылезает деревянный «стрингер». Резко уменьшаю газ. На малом ходу «Гриф» и сейчас ведет себя вполне сносно, я благополучно добираюсь до лагеря. Так что можно уверенно сказать: при проколе одного из отсеков можно даже на волнении потихоньку добраться до берега.
Половину следующего дня решено было посвятить спорту. И хотя небо хмурилось, а сентябрьская вода была обжигающе холодной, мы не устояли перед искушение1м прокатиться на водных лыжах. Первый старт принимаю, сидя на палубе «Оби» — нашего обеспечивающего судна. К тому моменту, когда привязанный на «Грифе» двумя концами к углам транца фал натягивается, надувнушка уже успевает выйти на глиссирование. Рывок — и вот лыжи уже- бегут по воде! Скорость — 40 км/ч. Пересекаю кильватерную волну — она низкая и рыхлая от воздуха, прыгать с нее нельзя, «профессионального» лыжника она не удовлетворит. Поворачиваю, с двойным срезом круто ухожу в сторону и при этом отчетливо чувствую, как утаскиваю «Гриф» с курса (малые вес и осадка буксировщику противопоказаны!). Ощущения водителя, как оказалось, тоже были не очень приятными: 75-килограммовый лыжник может буквально развернуть лодку. Если не успеешь выбрать слабину фала при повороте, то рывка буксировщика становится недостаточно — лыжник медленно и верно начинает притапливаться.
Стартовать из воды не удалось — «Гриф» дыбился, упирался в подпорную волну и юлил транцем. Зато залезать в надувнушку одно удовольствие: борт низкий, мягкий, остойчивость прекрасная. Перекинул сначала ногу, обхватил рукой баллон и перевалился внутрь. (Это достоинство наверняка оценят подводные пловцы!) Словом, «Гриф» как буксировщик — судно несерьезное. Хорош он для ребятишек, которым больше удовольствия скользить по пенному следу, чем маневрировать.
Кончается второй день нашей программы испытаний. Вернуться надо засветло, поэтому начинаем укладывать снаряжение в лодку. Нам предстоит со всем грузом своим ходом добраться до центра города Приозерска. И тут мы сталкиваемся еще с одной особенностью надувнушек: оказывается, уповать на грузоподъемность в 500 кг (как написано в инструкции — четыре человека и багаж), по крайней мере, легкомысленно. Втиснуть в крошечный кокпит (2,0X0,75 м) даже половину разрешенного веса удается далеко не сразу. Значительную долю внутреннего объема съедают сами надувные борта. Зная об этом, в путешествие следует отбирать вещи скорее по признаку объема, чем веса!
Когда вещи все-таки оказались уложенными — слоями, как грибы при засолке, экипажу места не осталось. Для водителя еще удалось отвоевать кусочек пространства, а пассажиру пришлось сидеть верхом на багаже. Скорость наша упала до 30 км/ч, но и этого для загруженной лодки вполне достаточно.
Показывается Приозерск, широкий плес Вуоксы превращается в устье реки, по одному из рукавов которой нам придется теперь сплавляться на веслах вниз — в сторону Ладоги. Это и есть последнее испытание.
Воды мало, торчат гряды камней. Мальчишка с удочкой забрался на середину реки. Рядом обмелевшую протоку строем переходят гуси.
Сначала мы только изредка подправляем веслом движение подхваченной течением лодки, потом все чаще «спотыкаемся», наваливаясь на камни и переползая через них, а затем не раз приходится вылезать из лодки и браться за резиновые ручки. Но там, где есть хоть немного воды, наш вездеход движется вперед. Так что любой водоем будет доступен туристу или рыболову!
Около древней крепости Корела — форпоста новгородских земель на севере — наше путешествие заканчивается. Разбираем, осматриваем, сушим лодку. Немного ослабло соединение кнля, заметно набухли бортовые планки. Но явных повреждений нет, даже острые камни не оставили на оболочке лодки никаких следов!
За два коротких дня, конечно, мы не смогли выявить все достоинства и недостатки надувного моторного суденышка; не успели испытать его во всех возможных ситуациях. Ясно одно, это лодка со своим характером, со своими привычками, и надо еще выяснять, что она может, а чего нет. На сегодня это самая легкая из известных у нас лодок под 25-сильный мотор; единственная, подходящая под разряд автомобильных глиссирующих моторок! Удобства хранения ее неоспоримы. Несомненны высокие ходовые качества на гладкой воде и остойчивость, непотопляемость, маневренность, проходимость, грузоподъемность. А вот говорить о комфортабельности «Грифа» при ходе в плохую погоду, приспособленности его для водного туризма, для выходов в засоренные водоемы на рыбалку, для буксировки лыжников — можно, очевидно, лишь условно.
Надувная глиссирующая мотолодка «Гриф»
Размерения наполненной воздухом лодки, м: длина наибольшая — 3,30; ширина — 1,40; диаметр надувных камер — 0,325; длина кокпита — 2,00; ширина кокпита — 0,75.
Размеры упакованной лодки, м: — пакет № 1 (лодка вместе с транцем, киль, весла, мех для накачки камер, надувное кресло, консоль) длина—1,20; диаметр — 0,40; пакет № 2 (все элементы жесткого настила) длина — 0,87; ширина — 0,60; высота — 0,10.
Вес снаряженной лодки, кг — 57,4.
Мощность подвесного двигателя, л. с. — до 25.
Допускаемая нагрузка, кг — 500, пассажировместимость — 4 человека.
Оборудование: два весла-гребка, мех для накачки камер, надувное кресло, ремонтная аптечка.
Конструкция: надувные камеры (в том числе пять основных) и мягкая обшивка днища изготовлены из прочной силоновой ткани, имеющей многослойное полимерное покрытие. Между кормовыми камерами вклеен деревянный транец под установку подвесного мотора.