Размерения: длина габаритная — 2,12 м; ширина габаритная — 1,12 м\ высота — 0,34 м. Осадка при полной нагрузке — 0,11 м.
Вес: корпуса — 20 кг; с полным оборудованием — 27 кг.
Грузоподъемность: 150 кг; максимальная пассажировместимость — два человека без багажа.
Конструкция: безнаборная из двух отдельно отформованных герметичных скорлуп — нижней и верхней — с продольными (днище снизу) и поперечными (дно кокпита) гофрами в качестве ребер жесткости: скорлупы соединены сваркой по фланцу.
Непотопляемость: обеспечивается воздушной полостью между скорлупами, а также применением материала с объемным весом менее единицы.
Материал: термопласт — полиэтилен 20706—016.
Изготовитель: Ново-Краматорский машиностроительный завод им. В. И. Ленина (Краматорск-5 Донецкой обл.). ТУ 24-1-527 — 71.
Комплектация: весла, уключины, сиденье деревянное, черпак, шнур капроновый (7 м), два обрезка материала (100У.200) для ремонта.
Информация об изображении
Товарный знак Ново-Краматорского машиностроительного завода имени В. И. Ленина
Название этой полиэтиленовой мини-лодки много раз встречалось на страницах сборника: «Дельфин» упоминали в связи с освоением термопластов, обсуждая проблемы «картоп»-лодки, говоря об одноместных пляжно-прогулочных и охотничьих лодках, рассматривая вопросы совершенствования связей торговли и промышленности. Однако лодка выпускается уже пять с лишним лет, но мы до сих пор так и не представили ее читателям, а «Дельфин», что самое печальное, так и не стал популярной моделью. Больше того, и сегодня о нем на местах знают так же мало, как пять лет назад.
Товарный знак Ново-Краматорского машиностроительного завода имени В. И. Ленина
Вот письмо из г. Ангарска: «Из сборника №57 с удивлением узнали, что есть такая лодка «Дельфин». По некомпетентности торгующих организаций о ее существовании у нас никто не подозревает. А между тем, выражая мысли себе подобных рыбаков-любителей пенсионного возраста и автомобилистов, мы считаем, что «Дельфин» как раз то, что нам надо». (А. Макеев и др.).
Другое письмо — из Арзамаса: «Только из хорошей статьи тов. Семенова узнал о «Дельфине», но ведь его нигде нет в продаже!» (И. Максимов).
В ленинградских магазинах «Дельфин» не продавался. Единственный «Дельфин», встреченный сотрудниками редакции в продаже, нашелся в магазине «Курортторга» в Гудауте. Продавцы точно назвали цену, но провокационный вопрос — а что это такое! — вызвал среди них дискуссию. За два года лежания «Дельфина» между матрацами и одеялами паспорт его оказался утерянным и теперь работники магазина искренне удивились, узнав, что на «этом» можно и нужно плавать «с удалением от берега на 500 м»...
Нет и никогда вообще не было «Дельфина» в магазинах многих городов страны. Это не удивительно: ведь за первые четыре года выпущено всего 1500 лодок! Ровно столько, сколько заказала за эти годы торговая сеть Ново-Краматорскому машиностроительному заводу имени В. И. Ленина, освоившему (на свою беду!) производство «Дельфина».
«Все предсказывали большой спрос», — рассказывал потом зам. гл. инженера предприятия Б. П. Семенов в заметке, опубликованной в «Правде» (15 мая 1974 г.). Руководство завода было уверено, что затраты окупятся сторицей, что лодка «заинтересует широкие круги любителей отдыха на воде, в том числе и автомобилистов, тем более, что цена ее вполне приемлема — 110 руб.» Обнадеживала и аналогия с французским аналогичным по размерениям и обводам «Спортиаком-I (с которым могли познакомиться посетители международной выставки «Инрыбпром-68»; см. №17) Французы штамповали его из года в год и экспортировали в 23 страны мира.
Донецкие машиностроители установили дорогостоящую импортную машину, рассчитанную на выпуск нескольких десятков тысяч лодок в год, получили фонды на дефицитное сырье — термосветостабилизированный полиэтилен высокой плотности и приготовились к запуску «Дельфина» в массовое производство, не позаботившись ни о широкой рекламе, ни об ознакомлении с лодкой работников торговли. Как-то неожиданно для всех «Дельфин» появился на торговой ярмарке, где представители оптовых баз заключали договоры на поставку лодок на 1971 г.
А ведь лодка, действительно, необычна. Совершенно незнакомый материал: никто не знает, насколько он долговечен, зато известно, что лодку нужно беречь и от солнечных лучей, и от горячих предметов. Для двухместной жесткой лодки непривычно малы размеры, недостаточна грузоподъемность; непривычны и формы. Лодка похожа на надувнушку, но лишена ее главного положительного качества: не складывается, неудобна при транспортировке. (Трудно выяснить, кто первый назвал ее «мыльницей», но сказано точно!). Одним словом, понять обескураженных работников торговли можно, но заказ ка «Дельфины» они дали такой сверхосторожный, что заводу впору было сворачивать производство уже тогда...
Так или иначе, получила путевку в жизнь наша первая массовая — по идее — лодка из перспективного материала, перерабатываемого самым прогрессивным способом. Как читатель знает (см. сборник № 51), «результат получился грустный». Торговая сеть и в дальнейшем, из года в год упорно заказывала лодку понемногу и неохотно, считая, что «Дельфин» не пользуется спросом и не нужен. В какой же мере виновата в этом сама лодка! Или ее печальная судьба — просто результат пробуксовывания в цепи производство — торговля — потребитель! Попытаться ответить на этот вопрос, оценив удобство эксплуатации «Дельфина» в реальных условиях, — такую задачу поставила редакция, берясь за испытания лодочки.
И вот первая встреча с «Дельфином»: сотрудники Ново-Краматорского машиностроительного завода привезли его на наши очередные соревнования — в Херсон, продемонстрировали собравшимся, а затем передали нам в опытную эксплуатацию. Так новенький зеленоватый «Дельфин» оказался в Ленинграде.
Получив его паспорт, мы удивились: указан вес весельного варианта в 27 кг; на нашей был еще и под-моторный кронштейн весом около 2,5 кг. А вес французского полиэтиленового «Спортиака-I», с которым еще не раз придется сравнивать нашу лодку, всего 19 кг. (Очевидно, там меньше толщины — учтена жесткость заполнителя-пенополиуретана. На «Дельфине» же верхняя и нижняя скорлупы отформованы из 5-миллиметрового листа, а полость между ними ничем не заполнена,) Другими словами, вес его — на уровне широко известной двухместной туристской байдарки «Салют-4,7» и значительно больше, чем любой двухместной надувной лодки («Уфимка», например, весит 16 кг). Грузоподъемность же «Дельфина» на 100 кг меньше, чем байдарки и надувнушки, так что при выходах вдвоем речь может идти только о кратковременных прогулках налегке: иначе в 150 кг не уложишься!
Поначалу планировалось проверить транспортабельность лодки, совершив поездку за город с «Дельфином» «под мышкой». Однако после первого же близкого знакомства с лодкой от этой затеи пришлось отказаться. Габариты явно не рассчитаны на перевозку в трамвае; в тамбур электрички «Дельфин», конечно, войдет, но в дни массового выезда горожан на природу лучше такие эксперименты не производить; об автобусе и такси не может быть и речи. Одним словом, будем считать, что перед нами лодка-«картоп», рассчитанная на перевозку на верхнем багажнике. Уж автомобилистам-то ее можно рекомендовать смело!
Естественно подойдет «Дельфин» и во всех тех случаях, когда лодки хранятся на берегу м важна не транспортабельность, а то, чтобы они всегда были готовы к спуску на воду и не требовали ни особого ухода, ни особых навыков у выходящих в плавание. Стоило бы, наверное, направить «Дельфин» на испытания в пионерлагеря и дома отдыха.
На рекламных проспектах, посвященных «Спортиаку», показано, как лодку сбрасывают в море со скалы и она приводняется днищем вниз, готовая к использованию. Свой «Дельфин» мы сталкивали в воду с обычного берега, нарочно не защищали от ударов и навалов. Эти испытания плюс два с половиной месяца хранения вопреки инструкции — на свежем воздухе, без всякой защиты от солнечных лучей, «Дельфин» вынес стоически: каких-либо ощутимых последствий нет.
Полиэтилен — материал термопластичный, при нагреве размягчающийся. Инструкцией запрещено ставить на лодку горячие предметы, а саму лодку — вблизи огня. Можем однако, успокоить курильщиков: непотушенный окурок и даже маленький костер из спичек она выдерживает (пробовали!).
Лодка действительно неприхотлива и очень удобна в эксплуатации. Не надо ничего собирать, раскладывать, закреплять и т. п. В отличие от фофанов, нет никаких пайолов. Уключины хранятся в рабочем положении — на самой лодке. Переносить «Дельфин» удобно за фланец по периметру лодки. Для швартовки, буксировки и т. п. через отверстия в этом фланце продернут шнур. Есть, правда, съемная деревянная скамейка-баночка, но, как выяснилось, с успехом можно обходиться и без нее, садясь прямо на дно.
В широком и круглом, как на надувнушке, носу лодки отформовано сиденье-ступенька; удобно оно только при плавании вдвоем под мотором. При выходах же на веслах один садится спиной вперед на съемную банку, сдвинув ее к носу, а другой устраивается в корме на рифленом днище, облокотившись на круглые «борта». Не сказать, чтобы было просторно, но для прогулки на полтора-два часа достаточно уютно.
На ровной, пологой волне от про-шедшего вдали буксира лодочка отыгрывается, как поплавок, а вот на самой обычной мелкой зыби брызги через тупой и круглый нос захлестывают в кокпит. В данном случае это «не страшно»: запас плавучести таков, что вдвоем в затопленной лодке можно спокойно грести к берегу! Утопить «Дельфин» невозможно.
Чтобы опрокинуть «Дельфин» вверх дном, надо приложить немало усилий. В лодке можно спокойно вставать во весь рост, меняться местами (вот, что значат большая ширина и сосредоточение объемов у бортов!).
Общий вывод таков, что «Дельфин» одна из самых надежных и безопасных лодок. Именно это и позволяет рекомендовать ее в качестве штатного судна для различных баз организованного отдыха, в том числе и пионерлагерей.
Авторы заводской инструкции открывают ее таким обращением: «Внимание! Все лица, эксплуатирующие лодку, обязаны знать общие и местные Правила плавания по внутренним судоходным путям». Видимо, стоило бы начать с другого, подчеркнуть, что это — чистейшей воды непотопляемая пляжно-прогулочная лодка! Даже в одноместном варианте вряд ли ее можно серьезно считать пригодной для туризма.
Ловить рыбу и охотиться нам на «Дельфине» не довелось. Сошлемся, в данном случае, на мнение рыболова, встреченного одним из нас на Воронежском море. Он оборудовал свой «Дельфин» носовым металлическим козырьком для защиты от брызг (см. фото). Между этим козырьком, вдвое увеличившим высоту борта в носу (такой же козырек ставят и французы на «Спортиаке-I» при выходах на волне), и собственно «бортом» получился карман, удобный для хранения различных мелких вещей. Лодкой он доволен, считает, что при почти той же цене она удобнее и надежнее надувнушки. Конечно, по заросшим протокам на ней не проберешься, но ведь и надувная лодка не свободна от этого недостатка! Тем, кто живет недалеко от берега, советует поставить в корме ось с колесами от детского велосипеда — тогда лодку со всем багажом можно будет везти, как тачку.
Грести на «Дельфине», как и на всякой мини-лодке, приноравливаешься не сразу. Когда плывешь один, лодка крутится, идет с дифферентом на нос. Если в лодке двое, она сидит ровнее, идет лучше. Представляется неудачным то, что лопасти весел сделаны металлическими, имеют острые кромки, плохо зафиксированы на дюралевой трубке — веретене.
До сих пор мы не упоминали о моторчике, поскольку на сегодня в магазины поступает только весельный вариант. У нас находится в опытной эксплуатации образец с под-моторной доской и, скажем сразу, «Дельфин» с полной нагрузкой — когда в лодке двое взрослых — ведет себя и движется под «Салютом» хорошо. Скорость при этом составляет около 9—10 км/ч. С половинной нагрузкой — одним взрослым, поневоле сидящим в корме, у румпеля, в довольно неудобной позе, лодка получает очень сильный дифферент на корму, так что скорость практически не возрастает, а падает.
Трудно судить, насколько дороже получится та же серийная лодка, приспособленная под установку «Салюта». Только думается, что в моторном варианте спрос на нее заметно возрос бы. Ведь в принципе (большая ширина, плоское дно) это именно моторная лодка! Не случайно же на всех французских рекламных проспектах неизменно изображается «Спортиак» с 3-сильным «Эвинрудом» либо с электромоторчиком «Фантом»! Стоит, пожалуй, еще раз подчеркнуть, что это — моторная лодка только для закрытых водоемов: даже на той волне высотой 0,25 м, при которой эксплуатация лодки разрешена, идти под мотором практически не удается из-за того, что лодку захлестывает через нос. Тут явно необходим козырек!
В свое время завод сообщал о том, что при массовом выпуске «Дельфин» может быть снабжен мачтой с латинским парусом и шверцами. Это также способствовало бы популярности лодки, разумеется — при пляжно-прогулочном варианте использования и плавании в одиночку. Однако испытаний лодки под парусом завод даже не проводил, паруса пока нет.
Какой можно сделать вывод, суммируя сказанное. «Дельфин», по нашему мнению, заслуживает лучшей участи. Правда, за последнее время завод занялся рекламой, торговая сеть стала заказывать лодок несколько больше, но, как показывают письма читателей, на местах по-прежнему о «Дельфине» никакой информации нет, а подобными лодками интересуются многие. Очевидно, что при нынешнем размахе автомобилизации тот же «Дельфин», но обязательно с подмоторной доской вполне мог бы играть роль нашей самой первой массовой универсальной «картоп»-лодки.
Кто говорит, конечно, еще лучше было бы сделать «Дельфин» по-настоящему двухместным, увеличив его до длины 2,45—2,5 м. (Об этом пишут нам читатели В. Бакулин, А. Макеев, В. Фугалевич, К. Тарасов, А. Плескачев, Д. Тарасов.) Ведь недаром во Франции, не прекращая выпуск разработанного лет десять назад «Спортиака-I», освоили массовое производство 2,5-метровых «Спортиаков-II» (общий выпуск лодочек обеих моделей перевалив уже за 165000 шт.) и «Табуряков-II». Но — это уже другой вопрос.