Замок для подвесного мотора
Владельцам мотора «Вихрь» предлагаю изготовить простое устройство для запирания мотора на транце на замок. Можно, конечно, применить его и на любом другом моторе, но легче сделать устройство именно для «Вихря».
Срежьте резину с рукояток струбцин. Обнажатся стальные трубки 1, к одной из которых нужно приварить ушко 2, изогнутое из стального прутка. Из такого же прутка делается и второе ушко 3, но со стержнем такой длины, чтобы он прошел через обе трубки струбцин.
Остальное ясно из эскиза. Замок советую поместить в полиэтиленовый мешочек, чтобы он не ржавел.
Для шлифовки наружной обшивки
Поверхности катеров и яхт, покрытых стеклотканью на эпоксидной смоле, получаются неровными. Для их обработки обычно пользуются напильниками и наждачной бумагой.
Предлагаемое устройство для электромеханического шлифования обшивки малых судов состоит из электродвигателя, редуктора и шлифовочного инструмента. Для удобства работы к корпусу редуктора прикреплены две ручки, а к лапкам электродвигателя прикреплена плита с двумя роликами, что позволяет плавно изменять давление на инструмент.
Электродвигатель 4 (8000 об/мин, 180 Вт, 220 В переменного тока) крепится к редуктору 1 через промежуточную втулку 2 фланцем. Валы электродвигателя и редуктора соединены муфтой 3.
Редуктор одноступенчатый, червячный, с передаточным отношением 1:40. Внутрь корпуса редуктора заливается масло.
Выходной вал червячного колеса через шарнирную головку 6 соединяется с инструментом 5. Такое соединение позволяет инструменту «самоустанавливаться» относительно обрабатываемой поверхности. Для предохранения работающего от механических повреждений и брызг воды инструмент защищен дюралевым кожухом 7, который крепится тремя винтами к корпусу редуктора.
Для работы потребуются еще два инструмента. Один из них — для грубой шлифовки — изготовлен из дюралюминия и имеет форму диска размером 200X40, в паз которого укладываются обломки ножовочного полотна. В кожух инструмента через штуцер 8 подводится вода для смывания и удаления снимаемой стружки.
Для окончательной обработки поверхности используется второй инструмент, который состоит из металлического диска 9 с двумя пальцами-поводками 11 и фанерного диска 10, на который с двух сторон наклеена водостойкая наждачная шкурка. Фанерный диск надевается на поводки и вращается совместно с металлическим диском со скоростью 200 об/мин. Для эластичности под наждачную шкурку рекомендуется подклеить два слоя фланели. Фанерных дисков лучше изготовить несколько штук, что позволит менять их при износе шкурки.
Производительность устройства следующая: лодку размером 4,6X1.7X0,8 вдвоем обрабатывают за три дня. Поверхность при этом получается ровная и гладкая. Электродвигатель и редуктор могут быть любыми, важно лишь, чтобы к инструменту подводилась мощность порядка 180—200 Вт при 200—250 об/мин.
Место для хранения якоря
На небольших пластмассовых яхтах в последнее время получила широкое распространение специальная палубная ниша для хранения якоря с тросом, которая делается в самом носу судна. Дно ниши выполняется с наклоном к форштевню, в котором просверливаются два небольших отверстия для стока воды. Крышка 1 закрепляется на петлях и удерживается в закрытом положении с помощью резинового (амортизационного) шнура 2. Кромки крышки имеют фланцы, которые входят в соответствующие пазы, отформованные в палубе по периметру ниши.
Якорь в такой нише всегда готов к отдаче и не занимает полезного места под палубой.
Ручной пеленгатор
Третий сезон мы пользуемся удобным ручным пеленгатором, позволяющим брать пеленги с любого места на яхте, при любом крене и качке, причем точность отсчетов и самого определения не уступает определениям, производимым нормальным пеленгатором, установленным на главном компасе.
Для изготовления нашего пеленгатора мы использовали обычный котелок шлюпочного компаса 4 и оптическую систему пеленгатора репитера гирокомпаса 1.
Оптическая часть пеленгатора отсоединена от рамки, с нее сняты «лишние» детали (зеркало, светофильтры и т. п.). Все мелкие детали крепления оптики, изготовленные из стали, заменили на немагнитные латунь или бронзу (9).
Коробка оптической системы укрепляется винтами 3 на диске 2 из оргстекла толщиной 6 мм и диаметром 112 мм, который в свою очередь крепится поверх защитного стекла компаса на четырех шпильках, поставленных вместо штатных винтов крепления самого стекла.
Поддон-противовес 5 котелка компаса, для облегчения конструкции, заменен нами на дюралевый и к его плоскому основанию прикреплена рукоятка 6, изготовленная из текстолита.
Для подсветки картушки компаса, внутри коробки оптической системы установлена лампочка 2,6 В, а внутри полой рукоятки предусмотрено место (закрытое крышкой 7) для двух батарей типа 363 и установлена кнопка 8 для включения лампы. Провода от батареи к лампочке проложены снаружи компаса, но защищены медной трубочкой ∅4 мм.
Для взятия пеленга пеленгатор выносится на палубу (особенно удобно брать пеленги с банки кормового релинга). При качке необходимо выждать некоторое время, чтобы успокоилась картушка, а затем уже брать пеленг ориентира.
При работе надо обращать внимание на то, чтобы не располагаться с пеленгатором рядом с предметами из магнитных металлов. В нашей практике, на деревянной яхте, девиацию компаса пеленгатора мы не учитывали, так как проверка не показала ее существенных значений.
Стационарные бензобаки для «Прогресса-4»
«Прогресс» — лодка для дальних туристских поездок, а достать бензин у нас на Северной Двине нелегко. Приходится брать с собой 100—150 л горючего, отправляясь на пару выходных дней вверх по реке.
Я изготовил стационарные бензобаки, которые установил по бортам в кормовом багажнике. Пенопласт отсюда пришлось вынуть, разрезать на блоки нужных размеров и разместить под пайолами багажника и у транца. «Намертво» закрепленный пайол удерживает пенопласт на месте. Кроме этих баков в багажнике помещается еще пара канистр и банка для масла.
Средняя часть бака изготавливается из целого стального или сплава АМг листа, сваривается по ребру, после чего к торцам ее привариваются боковины. В верхней части бака левого борта нужно сделать выемку для тросов дистанционного управления. Высота горловины с завинченной пробкой не должна превышать 25 мм от поверхности бака.