Существуют устройства для навески мотора «Салют» сбоку байдарки. Однако при таком способе навески возникает опасность опрокидывания, особенно на крутых поворотах при несогласованных действиях экипажа.
На мой взгляд, единственным способом навески мотора на байдарку, не ухудшающим ее остойчивости, является навеска на корму. Эту задачу мне хотелось решить таким образом, чтобы не было никаких переделок мотора, а число добавочных деталей для навески было бы минимальным.
В 1972 г. я впервые испытал свое приспособление, но потребовался целый сезон, чтобы добиться надежности в работе.
Основу навески составляют две дюралюминиевые трубы 1 (рис. 1) диаметром 30 мм и длиной 1,5 м (они служат одновременно оглоблями ручной тележки). Трубы передним» концами проходят в отверстия, вырезанные в задней стенке кокпита, а задними входят в специальный кронштейн (2 на рис. 2) из алюминиевой полосы. К верхней части кронштейна для жесткости прикреплена полоска из дюралюминия, На эти трубы навешивается транец 5, сделанный из буковой доски толщиной 35 мм.
Передней частью транец упирается в кромку кронштейна 3, а сзади фиксируется на трубах шпильками. К корме байдарки кронштейн крепится струбциной 4, изготовленной из полоски стали толщиной 4 мм.
Для поворота мотора к нижнему кожуху крепится кронштейн 6, для чего в кожухе делаются два отверстия. К кронштейну прикрепляются две веревочные тяги 7 с резиновыми жгутами от эспандера на концах, тяги пропущены через спинку кокпита, переходят через весь кокпит и резиновыми жгутами прикрепляются ко второму шпангоуту байдарки. Если потянуть за одну из тяг вперед, например за правую, мотор повернется вправо и байдарка также повернется вправо.
Для управления газом я применил более длинный (1,5 м), чем штатный, тросик в оболочке, который через переходную регулировочную втулку, закрепленную на правой трубе, подсоединил к обычному открытому тросику. Тросик проходит через спинку кокпита и прикрепляется к правой рулевой педали байдарки. По тросику может свободно передвигаться и фиксироваться в любом положении стремя для ноги. Таким образом, сидя в любом месте байдарки, можно управлять и поворотом и газом. Но рулевому лучше сидеть сзади, чтобы иметь возможность запускать мотор.
Для удобства запуска пусковой шнур удлинен на 1 м обычной веревкой. Если система зажигания и подачи топлива отрегулированы, то мотор заводится с одного-двух рывков. По левой трубе пропущен провод от штатной кнопки «стоп» и подсоединен к микропереключателю, закрепленному в кокпите. На рисунке этот провод хорошо виден — он намотай на левую трубу.
Разумеется, такой способ навески имеет и свои недостатки. Основной — удаленность рулевого от мотора. На ходу нельзя дозаправиться, нельзя что-либо починить. Кроме того, байдарка имеет большой радиус циркуляции, так как руль ее снят. Но мне кажется, достоинств больше. Удобней управлять, меньше шума в кокпите, хорошая остойчивость, большая скорость. Натяжение резиновых жгутов можно отрегулировать таким образом, что байдарка может идти по прямой без вмешательства рулевого.