Многие владельцы катеров «Амур-М» интересуются принципом работы и схемой электронного тахометра, установленного на катере.
Тахометр представляет собой моностабильный мультивибратор (см. схему), транзисторы Т1 и Т2 которого работают в режиме переключения. Запускающие импульсы системы зажигания снимаются с первичной обмотки катушки зажигания и поступают на входной трансформатор Тр через конденсатор С1 и резистор R1. В качестве входного трансформатора Тр использован трансформатор блокинг-генератора кадровой развертки телевизора «Рубин-102». Диод Д2 стабилизирует напряжение питания, а Д3 защищает прибор от выхода из строя при неправильном подключении батареи.
Тахометр позволяет определять число оборотов коленчатого вала двигателя в диапазоне 0—5000 об/мин с погрешностью 2,5% и начинает работать при напряжении на первичной обмотке трансформатора Тр 3-4 В.
Стрелочный индикатор (микроамперметр M4204 с градуировкой в об/мин) вместе с монтажной платой с деталями схемы помещен в металлическую коробку, устанавливаемую на приборной панели катера.
Схема тарируется с помощью генератора прямоугольных импульсов (типа КГ-А). При калибровке резистор R1 заменяется резистором с сопротивлением 1,3 кОм. На вход тахометра от генератора подаются отрицательные импульсы напряжением 12-15 В с частотой 150 Гц и резистором R9, стрелка прибора устанавливается на отметке шкалы «4500».
Затем проверяются показания прибора при других значениях частоты.
После тарировки гайка регулировочного резистора R9 контрится и положение движка помечается красной краской. Прибор можно оттарировать и по механическому или электрическому тахометру непосредственно на работающем моторе, сравнивая показания контрольного и тарируемого электронного тахометров. При этом резистор R1 заменять не нужно.