Механические стартовые часы
Старт в водно-моторных соревнованиях принимается с хода, и основным сигналом для спортсменов является положение секундной стрелки стартовых часов — ракета его только дублирует.
Очень важна правильность и, главное, равномерность хода этой стрелки, которые не обеспечиваются при ручном приводе, используемом еще на многих соревнованиях. Однако изготовить механический привод секундной стрелки несложно.
Мы сделали такой механизм, использовав старую механическую бритву «Спутник». Одного завода механизма хватает на 5 минут работы часов, а так как работает он в каждом заезде 1 минуту, одного завода хватает на 5 заездов. Точность хода стрелки вполне достаточна — ±1 секунда.
Устройство механизма понятно из приводимой фотографии.
Убирающийся битенг на малой яхте
На малых яхтах (таких, как «Дракон», «Солинг», крейсерские швертботы) удобен битенг, убирающийся под палубу. Изготовить его можно из обрезка металлической трубы диаметром 45—75 мм. К ее верхнему концу приваривается фланец 4, к нижнему — стопорный сектор 5, но предварительно трубу-заготовку 1 нужно пропустить через втулку 3, которая при помощи фланцев крепится к палубе.
Чтобы привести битенг в рабочее состояние («б» на рисунке), его поднимают снизу, разворачивая стопорный сектор таким образом, чтобы он вошел в паз 2 ниж-не; о фланца втулки. Сектор лучше сделать равным 180° для надежного удерживания битенга на месте.
На рисунке обозначены также: 6 — бимс; 7 — подушка — подкрепление под битенг.
Фиксация мотора
Для жесткого фиксирования мотора «Москва-25» в откинутом положении при перевозке лодки на трейлере я изготовил несложное приспособление, состоящее из двух частей: фиксирующей втулки 2 и упора 4. Втулка при помощи стальных щек крепится к кронштейнам M67.00.00.001 и М67.00.00.025 сквозными болтами 1, одновременно стягивающими передние части кронштейнов. Проушины верхней узкой части упора, изготовленного из угольников, с втулкой соединяются шпилькой 3 с чекой. Широкая нижняя часть упора посредством своих проушин и штатной шпильки регулировки угла откидывания мотора закрепляется между струбцинами мотора. На упоре крепится штанга 5 со световой сигнализацией и номерным знаком прицепа.
Аналогичное приспособление может быть изготовлено для любого мотора, только для каждого типа следует продумать конструкцию крепления втулки-фиксатора на дейдвуде.
Как снять катер с мели
Катер водоизмещением 2—3 тонны не так-то просто снять с мели, особенно, если его экипаж состоит из одного-двух человек. Помогает старый испытанный метод — применение «гандшпуга», прочного рычага, изготовленного из обрезка трехдюймовой доски или круглого бруса длиной 1,5—2 м. Погрузив нижний конец рычага 2 в грунт (при мягком грунте пол него можно проложить кусок широкой доски 1) и оперев его о борт или форштевень, обычно удается сдвинуть судно в сторону глубокой воды.
Для усиления упора за верхний конец «гандшпуга» можно заложить сильные тали 3, которые также рекомендуется постоянно иметь в снабжении катера. Вместо талей некоторые любители с успехом применяют монтажные малогабаритные лебедки усилием 0,5—2 т.