Как известно, шлюз — это гидротехническое сооружение, предназначенное для подъема и спуска судов на величину перепада уровней воды. Но, к сожалению, строители и проектировщики в свое время не учли, что через шлюзы пойдут не только баржи и «Метеоры», но и небольшие моторные лодки. Среди ста пройденных мною на моторке шлюзов попался только один — Перервинский на Москва-реке, специально построенный для небольших катеров в стороне от большой камеры. В подавляющем же большинстве мотолодкам приходится шлюзоваться вместе с большими судами в общей камере.
С интенсивным развитием водного туризма и спортивных плаваний участились и несчастные случаи при шлюзовании. И чаще всего — от незнания правил. Порой видишь, как новичок мечется в камере, не зная, что ему делать. Громада бетонной коробки действует подавляюще, а тут еще диспетчер что-то кричит по радио, а что — трудно разобрать из-за резонанса. Вот почему диспетчерские службы весьма неохотно шлюзуют маломерные суда.
Шлюз — это объект повышенной опасности, и только дисциплина — строгое соблюдение всех правил гарантирует успешное его прохождение.
Прежде чем сесть за руль, а тем более — отважиться шлюзоваться, вы должны получить удостоверение на право управления маломерным судном. Ваш катер должен пройти технический осмотр, нужно иметь все документы и необходимое снабжение. В удостоверении на годность к плаванию, судовом билете или судовом свидетельстве должна быть запись, разрешающая плавание в районе, где расположен данный шлюз. Без соблюдения этих формальностей диспетчер вправе не допустить мотолодку к прохождению шлюза.
Итак, вы подходите к шлюзу снизу вверх по реке. Учтите, что лодкам и катерам шлюзоваться разрешается только в светлое время суток; если вы чувствуете, что через 2—3 часа будет темно, не спешите в подводной канал п не пытайтесь получить разрешение на проход шлюза. Вы убьете массу времени и, не получив разрешения, в темноте будете вынуждены искать место для ночлега. Спать в лодке вблизи шлюза опасно — всю ночь здесь будут проходить суда, буксиры таскать плоты, уровень воды будет постоянно изменяться. Лучше засветло найти удобную бухточку в 4—5 км ниже плотины и, расчалив лодку, спокойно ждать утра.
Желательно, чтобы в лодке при шлюзовании было два человека; лишних высадите вблизи шлюза на берег, пусть они прогуляются пешком — времени будет достаточно. При подходе к шлюзу с правой стороны вы увидите бетонную причальную стенку для швартовки судов, ожидающих шлюзования. К ней не становитесь — это причал для больших судов; лучше встать у берега в более безопасном и удобном месте. На упомянутом бетонном причале есть телефон прямой связи с диспетчером; если найти его не можете, спросите у персонала. Снимите трубку, представьтесь — куда и с какой целью идете — и просите разрешение пройти шлюз. У вас могут попросить документы — держите их при себе. Диспетчер скажет, с каким судном и когда вы можете зайти в шлюз. Как исключение, если камеру предстоит наполнить для пропуска судов, идущих сверху, лодку могут пустить в камеру одну.
Наконец, вы получили разрешение диспетчера шлюза и дождались подхода судна, с которым вам разрешили шлюзоваться. Но не спешите в открывшиеся ворота — первыми в камеру заходят большие суда. Находитесь на плаву в поле видимости диспетчера, чтобы он знал, что вы готовы. Дождитесь, пока судно ошвартуется окончательно и, если горит зеленый входной светофор, заходите в шлюз, становитесь на место, указанное диспетчером. (На бочку именно с тем номером, который вам указали, — диспетчер лучше знает безопасное место в камере).
Если вы услышали, как что-то объявляют по трансляции и не смогли разобрать, выключите двигатель и ждите повторения. Вас могут, например, попросить выйти из шлюза на время, если на подходе есть еще большие суда и диспетчер намерен их ждать.
Не становитесь под корму стоящего судна — на нем могут работать винты при наполнении камеры шлюза.
Не суетитесь и не спешите, становясь у бочки. На вас обязательно должны быть надеты спасательные жилеты или нагрудники. Вам придется сейчас работать стоя, рымы у бочек находятся очень высоко и стоит немалых трудов закинуть на них швартовные концы. Концы на рымах завязывать не надо — они должны быть пропущены «серьгой».
Свободные концы к лодке не привязывайте, держите их в руках. За борт спустите кранцы: при наполнении вода в камере неспокойна и лодку будет бить о бетонную стенку. Стоять и сидеть на борту во время шлюзования не разрешается. Потерпите. Самое трудное — попасть в шлюз, а это у вас уже позади. Ожидание подходящего судна длится порой 3—4 часа, а само шлюзование занимает 15—20 минут.
На большинстве же наших шлюзов становиться на лодках к бочке не разрешается, и нужно швартоваться к борту уже стоящего в шлюзе судна. Надежно расчалив лодку, экипаж должен покинуть ее и все время наполнения камеры находиться на борту судна: такое требование продиктовано соображениями безопасности.
Позаботьтесь, чтобы стекло вашей лодки не разбило о привальный брус судна.
Будьте внимательны. Судно может сорвать со швартовых, особенно если оно не самоходное, и навалить на противоположную стенку шлюза. Так случилось с нами в 1970 г., когда лопнули швартовы и три бетонных плавучих причала навалило на стенку камеры. Только чудом удалось вытолкнуть лодку в безопасное место. Вот почему нежелательно, если даже вам разрешили, становиться на бочку под борт несамоходного судна. Не рекомендуется также проходить близко к верхним воротам, где при наполнении камеры самое неспокойное место.
Но вот камера заполнена, и в ней стало спокойно. Можно сесть в лодку и приготовиться отдать швартовы. Подготовьте двигатель1. Если суда стоят в один ряд у стенки и есть достаточно места, лучше уходить из камеры первыми, но обязательно дождитесь зеленого огня выходного светофора. Пока не открылись ворота, можно пройти в верхний конец камеры. Если нет возможности уйти из камеры первыми, старайтесь не попасть в кильватерную струю работающих винтов — лодку может сильно ударить о бетонную стенку. Если шлюзуются крылатые суда, постарайтесь выйти раньше них; они обычно выходят на большой скорости и при старте создают опасную волну.
При выходе из шлюза будьте внимательны! Здесь много судов.
Если вы намерены продолжить путь дальше, посмотрите на погоду, ведь ваш дальнейший путь идет по водохранилищу. Небольшой ветер создаст только рябь в узком русле реки при подходе к шлюзу, а на открытом водохранилище может быть уже приличная волна. А если ветер 5—6 баллов? Взвесьте возможности — свои и своей техники. (Кстати, можно узнать сводку погоды у диспетчера шлюза.)
Несколько советов на тот случай, если вы подходите к шлюзу сверху.
На рейде зачастую можно видеть плоты, которые готовят к шлюзованию. Правая камера шлюза, как правило, плотогонная, но не советую заходить в шлюз вместе с плотом! Мне но неопытности удалось раз упросить плотогонов прошлюзоваться с плотом; мы вытащили лодку на плот, а когда буксир потащил его в камер), мое суденышко чуть не раздавило бревнами. После этого случая я равнодушно провожаю взглядом уходящие в камеру плоты.
Опускаться значительно проще и безопаснее.
Если вам разрешили стать к бочке, то становитесь сейчас уже ближе к верхним воротам: тут спокойнее. Концы не завязывайте — бочка может «зависнуть», и лодка повиснет вместе с ней.
Примечания
1. Из некоторых шлюзов разрешается выходить только на веслах.