Петля на тросе
Заделка на стальном тросе петли с коушем методом заплетки огона является долгой, неудобной и требующей навыка операцией. Иногда применяют обжатие троса трубками, по для этого нужны трубочки соответствующего диаметра.
Мной применяется способ заделки тросов на коуш с помощью обычных гаек, который оказался достаточно надежным. Две-три гайки предварительно обжимаются — расплющиваются — до образования овала, в который можно пропустить обе ветви троса. Обогнув тросом коуш и обтянув его, гайки окончательно расплющивают.
Гайки любого размера всегда есть под рукой, что делает этот способ доступным и позволяет рекомендовать его для аварийного ремонта тросов такелажа или рулевого управления.
Можно применить гайки и вместо стопорного шарика на конце троса.
Легкий малогабаритный якорь
Описанные в литературе якоря имеют сложную форму, большие габариты, солидный вес и мало пригодны для легких надувных лодок. Переносить такой якорь в рюкзаке оказывается малоприятным делом.
Предлагаю свою, проверенную в эксплуатации конструкцию якоря. Он состоит из продолговатого мешочка и пришитой к нему изогнутой стальной полосы. По прибытии на место рыбалки мешочек наполняется песком или гравием и завязывается, — якорь готов к действию.
Мешочек можно сшить из любой плотной, не подверженной гниению ткани (прорезиненной, капроновой, брезента, обработанного олифой, и т. п.). Его объем подбирают в зависимости от величины лодки и течения реки. Толщина стальной полосы — от 2 до 4 мм. Закрепить полосу к мешочку можно прошивкой капроновым шпагатом с накладкой с внутренней стороны мешочка полосок кожи или дерматина. Можно применить и заклепки.
На эскизе даны размеры якоря весом около 6 кг. Для якоря на 10 кг мешок надо шить диаметром 200, длиной 400—450 мм; длина лап 300 мм, веретена — 400 мм; размер полосы 4X50 мм.
Тележка для канистр и мотора
Если «Прогресс» постоянно стоит на воде, колеса от лодки можно использовать для простой тележки, на которой можно будет перевозить мотор или канистры с горючим. Основанием тележки служит рама 1, сваренная из стального угольника 40X40. Ее ширину целесообразно сделать по размеру канистры или стандартных топливных бачков (у моей тележки размеры рамы 420Х1000 мм). С помощью скоб 4 и болтов 7 (М6) к раме крепятся весла 2, а колеса прикрепляются 10-миллиметровыми болтами 6. Верхние концы стоек 3 колес 5 нужно соединить перемычкой 8, на которую можно надевать струбцины мотора.
Тележку можно разобрать и взять с собой в поход, где она окажется полезной при заправке горючим на удаленных от воды пунктах.
Диафрагменная помпа из тормозной камеры
Из старой тормозной камеры от грузового автомобиля (например, от «МАЗ-200») можно сделать очень удобный и эффективный насос для откачки воды из катера. Производительность насоса превышает два ведра в минуту, а высота подъема — 3—4 м. Можно сделать этот насос как с ручным, так и с ножным приводом.
Камеру нужно разобрать, сиять болты в ее донце и расточить отверстия до диаметра 20 мм для установки двух клапанов. Отверстия в центре и по краям заварить. Шток диафрагмы соединяется с рычагом, согнутым из дюралевой трубки, — и помпа готова.
Клапаны рекомендуется сделать латунными.
Крепление кнехта на яхте
Носовой кнехт на крейсерской яхте — ответственное устройство, которое должно выдерживать значительные усилия при швартовке, постановке на якорь, буксировке. Крепление кнехта непосредственно на палубе, даже при условии усиления подпалубного набора, не всегда достаточно' надежно.
Сделанная нами конструкция отличается высокой надежностью: нагрузка, которую испытывает кнехт, распределяется не только на палубу и подпалубный набор, но и на килевой брус; вырвать кнехт, даже вместе с палубой, невозможно.
На стальном прутке 4 диаметром 14 мм по всей длине нарезается резьба М14. Длина прутка зависит от места установки кнехта на баке. К концу прутка приваривается пластина 2 с размерами 50X20X3.
В палубе 6 и килевом брусе 1 сверлятся отверстия по диаметру прутка. Пруток вставляется в отверстие в килевом брусе; на него надевают пружинную и простую шайбы, наворачивают гайку 3 и устанавливают подпалубную пластину 5 из легкого сплава толщиной 5—6 мм такого же размера, как и основание кнехта (или несколько большего), с отверстием в центре для прутка и четырьмя отверстиями для болтов 7. Затем пруток заводится в отверстие на палубе и затягивается гайка 3 у килевого бруса. Устанавливается кнехт 8 и крепится четырьмя латунными болтами М6 к палубе и подпалубной пластине. Затягиваются головка кнехта 9 и подпалубная гайка 3.
Крестовый кнехт (битенг) может быть изготовлен из латуни сварным. В головке кнехта 9 нарезана резьба М14 под пруток 4.
Описываемая конструкция применена нами на крейсерской яхте, перестроенной из «Дракона».
Обработка эпоксидного стеклопластика
Такой пластик хорошо пилится и сверлится. Но вот мне пришлось спиливать наплывы с поверхности обшивки. Напильник и наждак быстро замусолились, села победитовая напайка на железке рубанка. Попробовал подлить воду, и работа пошла значительно быстрее. Воду лил на корпус с таким расчетом, чтобы она попадала тонкой струйкой на место обработки. Обработку вел вручную крупным наждаком, сильно прижимая его к поверхности, не торопясь и как бы растирая воду.
При использовании воды наждак не только не забивается, а наоборот, становится чище.