Эксплуатация конденсаторной системы зажигания показала, что хорошие качества магнитного датчика позволяют значительно упростить ЭСЗ (см. сборник №45) без снижения помехоустойчивости и других параметров системы. При этом конструкция самого датчика и преобразователя напряжения остаются без изменения, а блок формирования управляющих импульсов упрощается — уменьшается количество транзисторов.
В измененной схеме блока (рис. 1) два транзистора и 7 диодов. Два диода Д1 и Д2, включенные на входе блока, ограничивают сигнал магнитного датчика до 0,6÷0,7 В на всем рабочем диапазоне оборотов коленвала, конденсатор С2 подавляет случайные импульсные помехи. Транзистор Т1 является усилителем-ограничителем и при отсутствии сигнала от датчика находится в закрытом состоянии, так как его база через обмотку датчика соединена с плюсом источника питания. Транзистор Т2, работающий в качестве эмиттерного повторителя, в этом случае открыт.
При включении зажигания конденсатор С3 начинает заряжаться почти до полного напряжения батареи по цепи: плюс источника питания 12 В — диод Д6 — диод Д5 — резистор R4 — открытый транзистор Т2 — минус источника питания. Конденсатор С4 в это же время заряжается до напряжения 300 В от преобразователя.
При поступлении отрицательного импульса от датчика на базу транзистора Т1, последний открывается и закрывает транзистор Т2, соединяя его базу с плюсовым выводом. После этого конденсатор С3 начинает разряжаться через диод Д4 — управляющий электрод и катод тиристора — резисторы R2 и R3. Тиристор открывается и разряжает конденсатор С4 на первичную обмотку катушек зажигания в течение нескольких микросекунд. На вторичной обмотке катушек возникает импульс в несколько десятков киловольт и создается мощная искра на запальных свечах.
Отрицательный импульс, поступающий с первичных обмоток катушек зажигания через цепочку R5—Д3 после переключения тиристора, мгновенно вновь заряжает конденсатор С3, вследствие этого длительность управляющего импульса на тиристоре не превышает 2 мне, что исключает возможность многократного переключения тиристора и обеспечивает образование только одной искры.
Резистор R6 и диод Д5 служат для создания отрицательного смещения величиной 0,6—0,7 В на управляющий электрод тиристора и защищают последний от случайных переключений.
Повышенная помехоустойчивость схемы обеспечивается конденсатором С1 и диодом Д1, препятствующих возникновению помех в цепи управления тиристором.
Блок, собранный из исправных деталей, начинает работать сразу и не требует для своей наладки каких-либо приборов.
Если на максимальных оборотах будут возникать перебои в зажигания, то необходимо несколько уменьшить сопротивления смещения в преобразователе напряжения (R13 и R15, — см. сборник №45), уменьшив их величину до 750÷510 Ом. Можно также дополнительно поставить резистор сопротивлением 500÷1000 Ом (7,0 Вт) между высоковольтной обмоткой (III) трансформатора преобразователя и выпрямительным мостом. Это обеспечит бесперебойную работу мотора на самых высоких оборотах.
Конструкция блока формирования импульсов (рис. 2) сделана более жесткой, так как он установлен на картере двигателя и подвержен сильной вибрации. Для этой цели несколько изменена и конструкция основания 4, на которое крепится блок. Чертежи печатных плат с размещением деталей показаны на рис. 3. При использовании деталей, отличающихся от рекомендованных типов, размеры блока увеличатся, изменится и конфигурация печатных проводников.
Транзистор Т1 типа МП-42 может быть заменен на МП-39, МП-40 и МП-41 с Вст=40÷50 и Jко не более 15 мкА. Транзистор Т2 (П203) можно заменить на П4, П201, П202, П214, П216, П217 с Вст=50÷40 и Jко от 0,3 до 3 мА.
Диоды Д1, Д2, Д4 и Д5 типа Д220 могут быть заменены на Д219, Д223, Д101÷Д103 пли в крайнем случае на Д226, в этом случае увеличатся габариты блока. Диод Д3 типа Д211 можно заменить на два последовательно включенных Д226 (на рис. 3 показан этот вариант). Вместо диода Д202 (Д6) можно также использовать Д226.
Для перехода от электронного зажигания к штатному необходимо снять блок формирования импульсов с основания блока, на основании замкнуть .между собой клеммы 6 с 8 и 9 с 10, вынуть изоляционные прокладки из контактов магнето, разъем кабеля отсоединить от преобразователя и подсоединить к разъему с подключенными к нему (контакты 2 и 6) конденсаторами штатной системы. На все это уходит не более 15 мин. Система зажигания с упрощенным блоком безотказно эксплуатировалась в течение сезона 1974 г.