При составлении плана номера было решено рассказ о выпускаемых надувных лодках проиллюстрировать материалами об их применении. Одна из отобранных для этого статей показывает, как «ЛГИ» — самая простая и распространенная (выпущено их уже несколько сот тысяч!) из наших лодок открывает перспективу приобщения к водному туризму даже далеких от спорта пожилых людей; может заинтересовать читателей и сам пройденный Л. В. Бунчужной и М. В. Абакумовым маршрут — вариант для начинающих и семейных групп.
А очерк А. И. Кавелашвили наглядно демонстрирует еще совершенно не используемые у нас возможности надувной лодки как достаточно мореходного и надежного быстроходного моторного судна. Разделяем сожаления автора по поводу того, что отечественные лодки под мотор до сих пор можно видеть только на выставках или соревнованиях, в которых участвуют команды заводов РТИ.
Если говорить языком официальным, то с 4 но 26 мая 1975 г. проводился водный переход Смоленск — Киев — Херсон — Одесса, посвященный 30-летию Великой Победы. Переход был организован ЦК ЛКСМ Грузии, ДОСААФ, совпрофом н спорткомитетом республики. Участниками плавания были четыре члена секции ДСП «Амирани» («Прометей») при Тбилисской морской школе ДОСААФ мастера спорта: Н. Рчеулимшвили, Г. Сахелашвили, Д. Кристесашвили и автор этих строк — командир перехода.
Представлять экипажи подробнее незачем: мы все были участниками плавания Батуми — Ленинград, о котором рассказывалось на страницах сборника №54. А вот о наших лодках сказать надо. На этот раз мы шли не на «Прогрессах», а на лодках, которые по привычке все называют резиновыми, хотя они и изготовляются не из резины, а, как написано в инструкции, «из крепкой стилоновой ткани, двусторонне прорезиненной».
Надувные лодки были выбраны не случайно. Главное — то, что их легко забрасывать к исходной точке. «Пересев на резину», мы стали совершенно свободны при выборе маршрутов. Теперь даже дух захватывает перед картой: практически можем плыть, куда захотим! То, что лодки моторные, позволяет поддерживать высокую путевую скорость: это значит, привыкшим «пожирать пространство» (и тоннами жечь бензин) отвыкать не придется! С другой стороны, если уж на надувнушках пересекают моря и океаны, значит можно не опасаться за их надежность. Другими словами, попробовать стоило. Естественно, привлекала и возможность хоть в чем-то быть первыми — насколько можно судить по сообщениям «Катеров и яхт», у нас дальних пробегов на моторных надувнушках не совершалось.
Вопрос выбора типа лодки решился автоматически. Нам очень хотелось отправиться в поход на отечественной лодке ярославского или уфимского производства, по получить какую-либо из экспериментальных моделей с завода мы не смогли, а в продаже так и не видели ни одного из «Орионов» и ни одну из «Агиделей», которые были бы пригодны для установки не то что «Вихря», но хотя бы 5-сильного «Прибоя». Одним словом, когда еще только пошел слух, что где-то появились 400-рублевые польские надувные лодки (завода «Стомиль» в Грудзендзе), на которые можно ставить моторы вплоть до 25 л. с., все стало ясно.
И вот мы на Смоленщине. Стоим на берегу Днепра. Все мы помним — «Чудей Днепр при тихой погоде», но здесь он впечатления не производит: довольно узкая, извилистая речка; к тому же дождь мешает наслаждаться пейзажем. Да и некогда, надо готовить две нарядные оранжево-синие лодки — «Гриф» и «Пеликан».
«Гриф» мы уже успели хоть как-то испытать в пробных плаваниях по Тбилисскому «морю», а вот с «Пеликаном», полученным накануне выезда, предстоит ознакомиться в пути. Пока что выяснилось — лодки практически однотипны. Длина обеих по 3300—3400 мм, ширина 1400, диаметр баллона около 325 мм. Габариты кокпита 2100X750. Допустимая нагрузка 500 кг, вес полностью снаряженной лодки (без мотора, конечно) 58—59 кг. Похоже, что это, как пишут в сборнике, лодки «классического» типа: подковообразный баллон (из пяти камер) с жесткими деревянными транцем, килем и пайолами. Есть и что-то, нам неизвестное: вдоль кокпита поверх основных проходят надувные баллоны малого диаметра— около 100 мм. В инструкции о них сказано так: «Борта охраняются пневматическими водорезами, находящимися на плавательных камерах лодки». (Когда нас нещадно заливало, мы жалели только, что эти «водорезы» такие низкие!)
Как мы догадываемся, «Пеликан» — более поздняя, усовершенствованная модель. Носовая часть ее лучше защищена от брызг: мягкая палуба-дека сделана надувной, появилось лобовое стекло. В корме имеются фартуки, пристегиваемые к транцу. (Все эти меры оказались очень и очень полезными!)
Навешиваем «Вихри», приступаем к погрузке снаряжения и запасов, а одновременно часть из нас отправляется в город — представляться местному руководству.
Начальник пароходства, выслушав нас и ознакомившись с судовыми билетами, с сомнением покачал головой. В имеющихся у него инструкциях ничего не сказано о том, можно ли считать нормальным судном надувную лодку с мотором. С другой стороны, наши лодки зарегистрированы по всей форме, несут бортовые номера (ТБД-0041 и -0042) и флаги ДОСААФ. Размышляя, он привел нам в назидание несколько очень печальных фактов из истории путешествий на малых судах, а затем предупредил капитанов скоростных теплоходов «Заря» о нашем появлении на их линии и неожиданно тепло пожелал нам попутного ветра и семи футов под килем.
Быстрей на берег! Лодки загружены. Для рулевых еще можно найти местечко на бензобаке, рядом с мотором, а их напарникам деться некуда; грустно переглянувшись, они забираются прямо на гору снаряжения, что сразу же вызывает неудовольствие тех, кто на руле, — ничего не видно! Успокаивает то, что точно так же начинались все наши плавания. Потом все утрясается само собой!
Итак, началось. Лодки запрыгали на днепровской волне, поливаемые все тем же мелким дождем. Поначалу двигались медленно, опасаясь всяческих неожиданностей, подстерегающих в извилистом русле Днепра. После нескольких часов такого «рекогносцировочного» плавания, устав от неудобных поз и совершенно промокнув, постановили отдохнуть. Пристали к высокому берегу. Барахтаясь по пояс в грязи, вытянули лодки, первым делом их осмотрели и, не обнаружив никаких повреждений, успокоенные, полезли в мокрые спальные мешки.
Наутро мы не торопясь и более рационально распределили груз и как-то отвоевали для отдыхающей смены немного свободного места в носовой части у борта. Освоившись, прибавили газу. Лодки, обдав нас брызгами, отраженными от держателя весла, приподняли носы и на глиссирование вышли, однако двигатели взревели при этом так, что стало не по себе. Посовещавшись, изменили угол наклона моторов. Очевидно, этим удалось устранить попадание воздуха на лопасти и кавитацию гребных винтов. Во всяком случае, двигатели заработали нормально, а скорость хода возросла. Теперь она составляет 25—30 км/ч. Замерить точнее пока не удается, поскольку не то что километровых столбов, но и никакой обстановки здесь, в верховьях Днепра, нет. Фарватер отыскиваем, ориентируясь по характеру берегов, течению, волне. Спадающая вешняя вода буквально у нас на глазах обнажает многочисленные острова, с опаской обходим появляющиеся из-под воды огромные валуны.
«Река прорезает холмистую Белорусскую гряду. У деревни Приднепровье, пересекая гряду из серого песчаника, она образует Кобелякские пороги, долина здесь сильно сужена». — Так сказано в путеводителе. Более точно положение этих порогов известно нам не было, а представлялись они грозными и коварными, поскольку местные жители единодушно предупреждали об ожидающей опасности. Уже в Орше, зная наверняка, что пороги остались позади, мы пытались выяснить, где же они собственно были. Первое «препятствие» было пройдено, можно сказать, незамеченным...
Ниже Орши есть обстановка, часто попадаются суда. По километровым отметкам замеряем скорость: получается 32—33 км/ч. После Могилева сюрприз — «Гриф» вдруг стал рыскать, пайол заходил ходуном. Срочно пристали, в тревожном ожидании разгрузили лодку, осмотрели; выбита левая боковая планка, крепящая пайол. Спустили воздух из камер, вставили планку на место. Надули, нагрузили, вышли в путь... планка вновь выскочила!
Днепр петляет, много стариц, рукавов. Боясь заблудиться, идем точно по створам. Постоянно дует южный ветер, разводя небольшую волну. Вот уже лодки с носа забрызгивает, но на «Пеликане» гораздо суше. Ниже устья Березины река заметно шире, волна больше. На открытых плесах приходится сбрасывать скорость, иначе заливает.
Трудно с горючим. Колонок вблизи воды почти нет. Теряем на поиски бензина по многу часов. Двух баков, имеющихся на каждой лодке, хватает на 150—160 км.
Три дня не подкачивали камеры: лодки начали как-то дергаться, румпель сильно тянет в стороны. Осмотрели — все на месте. Подкачали (на ходу) камеры — пошли нормально.
В Комарине перед выходом в Киевское море пошли узнавать прогноз. Как-никак, а ширина его несколько десятков километров! Диспетчер настоятельно советовал грузиться на баржу, но мы вежливо отказались.
Идем по фарватеру. Оживленно, то и дело нежданно-негаданно появляются «Ракеты». Порывами задувает встречный ветер. Лодки болтает. Особенно трясет сидящих впереди. Заливает так, что приходится перекрывать весь кокпит целлофановым тентом, это несколько помогает. Несмотря на бортовые «волнорезы», временами откровенно черпаем воду. Уже в темноте пристаем к берегу. Все в порядке, если не считать того, что «Пеликан» принес в жертву Нептуну оба весла (как? когда?).
Экипаж «Грифа» пополнился земляком-журналистом. Отяжелев, лодка «закапризничала»: перестала глиссировать, «пол» начал горбиться, заметно стала уставать от румпеля бессменная левая рука.
В Киеве мы разобрали и внимательнейшим образом осмотрели обе лодки. Баллоны и днища — без единой царапины. На обеих лодках вырван верхний болт, соединяющий половинки киля. У «Грифа» отошел от транца закрепленный шурупами замок (муфта) крепления киля. Ремонтируемся. Отломившиеся части заклеили эпоксидным клеем, однако болт на место решили не ставить, чтобы соединение работало шарнирно, на одном нижнем болте. В замке просверлили дополнительные отверстия и закрепили его шурупами подлиннее.
К моторам никаких претензий: «Вихри» на высоте.
Сток Днепра на протяжении более 1000 км полностью зарегулирован, это каскад ГЭС с цепочкой из шести водохранилищ. Условия плавания — морские. На Кременчугском водохранилище, например, во время штормов высота волн достигает 3—3,5 м. Не зря здесь специально оборудованы убежища — стоянки, защищенные волноломами.
При крепком встречном ветре прошли Кайенское водохранилище, прошлюзовались, вышли с Кременчугское, Готовились к этому тщательно, Провели профилактику моторов, надежно закрепили вещи, укрыли кокпит парусиновым чехлом. На спасательной станции получили прогноз — штормовое предупреждение. Пришлось отход на несколько часов отложить, по, как оказалось, сделали это совершенно напрасно. Ясный солнечный день, гладкая поверхность воды...
От Черкасского аванпорта мы вышли на судовой ход и сразу попали на непривычную мертвую зыбь. Сначала даже думали, что это от множества снующих вокруг моторок, К вечеру благополучно добрались до Светловодска.
Ширина следующих Днепродзержинского и Днепровского водохранилищ поменьше — едва достигает 10 км. При почти постоянно дующее; здесь степном ветре их спокойно можно пройти под укрытием высокого (берега. Так мы и сделали. Здесь наше продвижение сдерживали только водоросли, опутывающие винт и дейдвуд; приходилось часто останавливаться.
Теплая и сердечная встреча задержала нас в Никополе. К моменту прощания небо затянули черные грозовые тучи. Полил дождь, порывами задул сильный восточный ветер. Спешно перебрались на более спокойный левобережный фарватер, держа на Каменку Днепровскую. А ветер тем временем достиг штормовой силы. Волна не меньше 3—4 баллов, а идти приходилось в основном лагом к ней. Немудрено, что набрали полные лодки воды, скорость упала. Мокрые и прозябшие, мы охотно отреагировали на призывные знаки наблюдателей с берега — вышли на берег у села Нижний Рогачинк. (Этот день доставил нам самые сильные впечатления за все 14 ходовых дней богатого впечатлениями путешествия!)
От Херсона началась морская часть плавания. В неспокойном Днепровско-Бугском лимане мы пережили еще несколько неприятных часов, но никаких новых ощущений уже не было, а переход через Одесскую бухту прошел и вообще спокойно.
26 мая «Гриф» и «Пеликан» ошвартовались у причала водной станции Одесской морской школы ДОСААФ. Подводим итоги: в условиях плохой погоды на 3-метровых «надувнушках» пройдено 2200 км, выполнено два зачетных ДСЛ: высшей категории сложности.
Не скажу, что плавание по крутым волнам водохранилищ под проливным дождем на резиновой лодочке — это удовольствие, однако общий наш вывод таков: надувная «моторка» — надежное туристское судно, имеющее большие перспективы. Будем рады, если наш пример вдохновит других любителей дальних плаваний.