Шасси для лодки
Сконструированное нами легкое разборное шасси оказалось очень удобным для мотолодки «Неман». Для шасси использованы две рамы мопеда, его колеса и весла, входящие в комплект лодки.
Шасси в пределах 10 минут может быть разобрано и уложено в лодку. Общий его вес, включая весла, — 26 кг. Лодку на шасси можно перевозить вручную или за автомобилем со скоростью до 15 км/ч.
Шасси испытывалось с нагрузкой 150 кг (лодка и подвесной мотор), но при малой скорости транспортировки нагрузку можно увеличить.
Для разборки шасси надо отвернуть две гайки-барашка на траверсе и сиять ее, после чего легко снимаются весла. Такими же двумя гайками крепится рамная связь к левой и правой рамам подвески. Рамы с оси снимаются без раскрепления. Ось с подвесками, при необходимости, удаляется после ослабления гаек подвесок и снятия быстросъемных шайб.
Если есть необходимость после плавания транспортировать лодку по земле, можно, не разбирая шасси, повернуть весла с траверсой вокруг оси и оставить шасси на лодке вверх колесами.
Дверь для яхты
На яхте, предназначенной для плавания по «большой воде», — в море или озере — важно отделить кокпит от остальных помещений водонепроницаемой переборкой. Однако глухая переборка до уровня палубы затрудняет повседневную эксплуатацию яхты: ведь в гавани или при выходах в хорошую погоду переборка не нужна.
Входная дверь простой конструкции позволяет избавиться от этого недостатка. Вырез двери делается почти до уровня пола кокпита, а сама дверь состоит из двух частей. Нижняя часть 4 выполняется в виде щитка, плотно задвигаемого в пазы 3, окаймляющие нижний вырез в переборке. Верхняя часть 1 крепится к нижней на рояльной петле 2 и может откидываться наружу. В нее можно врезать вентиляционную решетку 5 и замок 6.
На стоянке дверь полностью снимается, а в штормовую погоду вставленный в пазы щиток гарантирует от заливания яхты водой через кокпит.
В лодке будет сухо
Скапливающуюся в любой лодке воду никогда не удается удалить досуха. В результате во время ночлега воздух под тентом слишком влажный и холодный.
Советую под пайолами постоянно держать пористую губку или поролон, который впитывает воду. Отжимая периодически эту губку, можно постоянно держать трюм сухим.
А при плавании на швертботе, когда приходится удалять воду на ходу, да еще сидя на наветренном борту, подобную губку удобно прикрепить к длинной палке. Погрузив губку в воду, скопившуюся на подветренной скуле, можно время от времени вынимать ее и шлепать по палубе, чтобы осушить.
Степс для заваливающейся мачты
Предлагаемая конструкция степса проверена на нескольких малых яхтах и швертботах. Сам степс изготовляется из трехмиллиметровой (или более толстой для яхт парусностью свыше 20 м2) стальной пластины, которая крепится к палубе или деревянной подушке, врезанной в бимсы под крышей рубки. Вторая пластина оформляет шпор мачты. Отогнутым фланцем на этой оковке мачта ставится на болт М10, постоянно закрепленный на степсе. Вокруг этого болта мачта свободно вращается и легко может быть вообще отсоединена от степса. Другой болт (или штырь с закладным язычком) вставляется во второе отверстие в степсе и мачте, надежно фиксируя ее от каких-либо перемещений.
Два приспособления для дрели
Я изготовил и проверил в работе простые приспособления, позволяющие с помощью ручной электродрели распиливать и шлифовать фанеру. Распилить фанеру1 с помощью этого приспособления можно в 5—6 раз быстрее, чем ножовкой, а отшлифовать — в 7—8 раз.
Приспособление для распиливания состоит из дисковой пилы 1 ∅40—45 мм, изготовленной из старой ножовки, и металлического стержня 2 длиной 50—60 мм и ∅6 мм, имеющего с одного конца резьбу и две гайки. Пила имеет в центре отверстие по диаметру стержня и, как видно из чертежа, зажимается гайками 5.
Собранная пила вставляется в патрон электродрели — и приспособление готово к работе. Но для успешной работы требуется небольшая тренировка. Дело в том, что при прикосновении пилы к фанере она стремится «катиться», а не резать. Для того, чтобы «заставить» пилу резать, левой рукой надо держать дрель не за ручку 4, а за кожух редуктора 3 и плавным нажимом погружать пилу в фанеру до тех пор, пока наружная ее гайка не коснется поверхности. (Грани наружной гайки следует немного сточить напильником.) Далее надо внимательно следить за тем, чтобы направление нажима левой рукой на электродрель составляло оптимальный угол к плоскости фанеры. Если этот угол будет слишком острым, то пила будет «выезжать» из пропила. Если же тупым, то скорость распиливания резко снизится. Малый диаметр пилы в сочетании со средним разводом зубьев позволяет распиливать фанеру по кривой радиусом до 25 см.
Приспособление для шлифовки бакелизированной фанеры представляет собой деревянное колесо 6 диаметром 100—120 мм и шириной 40 мм, обитое толстым войлоком. Поверх войлока четырьмя гвоздиками с большими шляпками прибивается наждачное полотно 8. Толстый войлок позволяет настолько утопить шляпки гвоздей, что во время работы они не задевают фанеру. В этом приспособлении под гайки 5 надо подложить шайбы 7.
Для малярных работ
Предлагаемые усовершенствования помогут вам более экономично расходовать краску и содержать в порядке инструмент. Кисть, выполненную в виде щетки, можно снабдить простым устройством для снятия краски после работы (рис. а).
При пользовании вместо кисти валиком удобна ванночка с ребристым дном и отверстием для стока излишков краски в ведерко (рис. б). При этом необходимое для работы количество краски скапливается в нижнем углу ванночки.
Крепление ползунов к парусу
Ползуны, с помощью которых парус крепится к рельсам на мачте и гике, чаще всего пришиваются к парусу (ликтросу) нитками 8. Сколько бы шлагов ниток ни накладывалось, рано или поздно ползуны отрываются от ликтроса, а парус отделяется от рангоута. Причем случается это как правило в сильный ветер, когда трудно убрать парус.
Показанные на рисунке способы крепления ползунов более надежны. В качестве соединительного элемента используется кольцо 1, изготовленное из латуни толщиной 0,5 мм. Ползуны можно крепить также скобами (мочками) 6 через люверсы 3. Ликтрос в месте крепления ползуна в этом случае надо обшить кожей или парусиной 5. Правда, при большом количестве ползунов грот становится слишком тяжелым.
Такой способ крепления отличается исключительной надежностью, но значительно утяжеляет грот и применим только при ползунах определенной конструкции. Крепят ползуны и шнуром из сыромятного ремня 7.
Сумка на мачте
При уборке и постановке парусов приходится пользоваться не только ручками от лебедок, но и плоскогубцами и запасными скобами. Держать в руках инструмент, скобы, концы фалов и удерживаться самому на уходящей из-под ног палубе нелегко, а главное неудобно. Поэтому инструмент «пристраивают» за утками, выступами рубки, под натянутыми фалами и т. д., откуда он нередко перекочевывает в воду.
Рекомендую сшить из плотной парусины или лавсана сумку, которую затем привязать с помощью тесемок к мачте немного выше брюканца. Теперь инструмент и рукоятки лебедок не потеряются и всегда будут под руками.
Примечания
1. Из соображений техники безопасности при распиловке фанеры рекомендуется дрель закрепить к верстаку, а в случае выпиливания криволинейных деталей верхнюю часть дисковой пилы накрыть защитным кожухом, прикрепив его хомутом к корпусу редуктора дрели.