Регулируемый пяртнерс
Простой способ регулировки положения мачты в пяртнерсе показан на эскизе. Делается набор из нескольких «клиньев» такой суммарной толщины, чтобы мачта не болталась в пяртнерсе. Каждый клин должен иметь заплечики, чтобы он не проваливался вниз; от случайной потери предохраняет шнур, пропущенный через отверстия, сделанные с одной стороны во всех клиньях.
Вынув клинья из гнезда, можно их разделить в любой комбинации по отношению к мачте.
«Дворник» для лобового стекла
Путешествие в дождливую погоду будет значительно спокойнее, если на лобовое стекло катера или лодки установить простейший «дворник» с ручным приводом. Для этого в лобовом стекле нужно просверлить (по месту) отверстие диаметром 12,5 мм, в которое вставляется втулка 5 и зажимается гайкой 8. Между втулкой и гайкой ставятся резиновые прокладки 4. Остальные детали монтируются, как показано на рисунке.
Перед сборкой в паз детали 2 вставляется кусок поролона или губчатой резины 1, лучше наклею № 88. Привод осуществляется рукой посредством ручки 7.
Все металлические детали желательно сделать из латуни, алюминиевых сплавов или из нержавеющей стали.
Устойчивый стол-библиотечка на катере или яхте
Чтобы стол на вашем катере был устойчив даже без крепления его к палубе, надо понизить его центр тяжести и увеличить площадь опоры. Этого можно достигнуть устройством судовой библиотечки в основании стола и увеличением длины поперечных опорных брусьев.
Крышка стола состоит из трех частей; средней 1 и двух откидных 2 (на петлях). Фиксаторы-опоры 3 состоят из брусков 4, вращающихся на болтах, закрепленных под средней частью доски. Поворот фиксаторов ограничивает упор 5.
Как крепить края тента
При обычной конструкции тента очень трудно добиться того, чтобы между его нижним краем и палубой в лодку не задувал холодный ночной ветер.
На своей лодке нижние края стенок тента я сделал двойными: на 5 см выше уровня палубы к полотнищу с внутренней его стороны пришил клапан 1. По свободной кромке клапана поставлены люверсы 3, которыми обтянутое полотнище и крепится к штырькам под комингсом кокпита 2.
При установке тента края основного полотнища ложатся на палубу; во время дождя вода стекает с брезента на настил палубы, не попадая в кокпит мотолодки.
Рукоятки к носовому рыму «Казанки»
Носовой рым на «Казанке» не слишком-то удобен; тащить лодку, держась за него одновременно двумя руками, очень трудно (можно подсунуть только одну), невозможно ухватиться за рым вдвоем.
Предлагаю на носовой рым установить две рукоятки. Их можно отлить из силумина. Если в месте А не оставить зазора, то обе рукоятки можно будет крепить только одним сквозным болтом.
Самодельная веха из бамбуковой палки
Для обозначения дистанции гонок, положения мертвого якоря, места рыбной ловли и т. п. удобны вешки, изготовленные из бамбуковых палок. В нижнем конце будущей вехи 1 просверливается отверстие, и внутренняя полость заливается свинцом. Примерно на расстоянии 1/3 длины вешки от этого конца на палку насаживаются диски 2, вырезанные из толстого пенопласта. Для приметности на верхнем конце вехи закрепляется флажок 3.
В качестве якоря для такой вехи можно использовать, например, пару кирпичей, связанных вместе.
Аварийный шпринтовый парус на лодке
Соорудить простейший парус в случае необходимости можно, используя любое подходящее полотнище (тент, простыню и т. п.), весло и отпорный крюк, имеющиеся на лодке. Советуем делать парус шпринтового типа. На извилистой реке придется идти не только с попутным ветром, но и под углом к нему — вплоть до бейдевинда, поэтому шпринтовый парус окажется эффективнее прямого, который ставится на рее, подвешиваемом к мачте за середину.
Растяните полотнище по веслу, крепко привяжите к нему шнуром верхний и нижний углы будущего паруса. Второй верхний угол привяжите к концу отпорного крюка (или другого подходящего шеста). На весле сделайте петлю для упора нижнего конца крюка. Остается теперь привязать к свободному нижнему углу паруса прочную веревку — шкот, и парус можно ставить.
Хорошо, если для крепления «мачты» в поперечной банке будет специальное гнездо; в противном случае ее придется просто привязать к банке.
На ходу под парусом всегда располагайтесь с наветренного борта (с той стороны лодки, откуда дует ветер); садитесь как можно ниже; держите шкот в руке, отпуская — потравливая его при порывах ветра. Если парус нужно убрать, освободите распорку-крюк из петли на мачте — площадь паруса сразу уменьшится вдвое и с ним будет легче справиться.