Пенал штурмана
Измеритель, карандаши, резинка и другие мелкие предметы скатываются со штурманского стола на пайолы, проскальзывают в трюм. Советую прикрепить над штурманским столом деревянный пенал с гнездами для инструмента — и необходимые для работы предметы всегда будут под рукой.
Ремонт ветрового отекла
Нередко на мотолодках заводской постройки наблюдаются случаи поломки ветровых стекол, чаще всего — вследствие недостаточной их толщины (6 мм). На «Казанках», например, самым распространенным вариантом повреждения являются вертикальные трещины на расстоянии около 150 мм от боковых стоек.
Ремонт лопнувших стекол с помощью скобок, накладок на винтах или заклепках и т. п. портит внешний вид не только самого стекла, но и лодки в целом. А заменить стекло полностью не всегда бывает возможно.
Рекомендуется такой способ ремонта. Удаляется участок стекла, имеющий повреждение. При этом желательно, чтобы направление линии реза соответствовало углу наклона стекла (или было параллельно ближайшей стойке). Вырезанный и подогнанный по месту новый кусок стекла соединяется с основным при помощи двутаврового профиля из нержавеющей стали или алюминия. Для улучшения внешнего вида наружные стенки профиля желательно хромировать или полировать.
При отсутствии подходящих стандартных профилей можно изготовить такую соединительную деталь из нержавеющей стали толщиной δ=1÷1,5 мм.
При установке стекла необходимо проложить полоски резины толщиной 0,5—1 мм. Крепить края стекол к профилю можно винтами диаметром 4 мм.
Складной стол
Стол, конструкция которого показана на рисунке, удобен тем, что не загромождает всегда узкого прохода между диванами в каюте небольшого катера или яхты. Ставится он прямо над диваном и состоит из двух частей 1, соединенных рояльной петлей. Кромка стола у борта опирается на брусок 2 и фиксируется двумя шипами, свободная кромка поддерживается стойкой 4, которая вставляется в гнезда 3 на нижней поверхности стола и на пайоле. Планки 5, вращающиеся на оси, служат для того, чтобы удерживать стол в разложенном положении.
Размеры стола подбираются сообразно размерам каюты, а когда в нем нет необходимости, его можно положить в рундук под тем же диваном.
Чехол для мотолодки
Чехол состоит из двух отдельных частей, закрывающих кокпит и ветровое стекло.
Чехол кокпита шьется из палаточной ткани или брезента с таким расчетом, чтобы он полностью закрывал лодку от борта до борта (с припуском 80—100 мм на сторону), а по длине в готовом виде было меньше расстояния от транца до носового комингса на 150—200 мм.
Поперечные кромки полотнища необходимо усилить, пришив к ним толстую тесьму (хлопчатобумажный ремень). Затем к кормовой кромке крепятся четыре захвата, которыми полотнище зацепляют за буртик на транце. Передняя кромка чехла крепится к носовому комингсу кокпита при помощи трех крючков и резиновых петель, которые обеспечивают постоянное натяжение вдоль лодки. Крючки вводятся в отверстия в планках 7, закрепленных на комингсе, и разворачиваются в них на 90° (фигурные отверстия можно сделать и прямо в комингсе, если он металлический).
Продольные кромки полотнища на бортах загибаются под буртик и закрепляются пятью-шестью парами бортовых захватов. Каждая пара этих захватов связана шнуровой растяжкой с резиновой вставкой, причем поверх шнуров нашиваются тканевые накладки. Можно использовать резиновый жгут от ручного эспандера, либо листовую вакуумную резину или эластичные резиновые трубки.
Чехол ветрового стекла шьется в виде палатки (полностью покрывающей его лицевую и боковые части) по выкройке, снимаемой с места. Нижние кромки подгибаются и прошиваются таким образом, чтобы можно было протянуть вдоль них резиновый жгут и растяжки бортовых захватов для крепления чехла к буртикам на бортах лодки.
Ткань готовых чехлов желательно обработать водоотталкивающим составом.
Чехол надежно предохраняет стоящую лодку от дождя, легко и быстро устанавливается и снимается, не требует установки на лодке каких-либо стоек или креплений, может быть использован и при установленном на транце подвесном моторе.
Приходилось использовать его и на ходу лодки. В этом случае с той части кокпита, где находятся водитель и пассажир (у ветрового стекла или у транца), часть полотнища откидывается.
Швартовное кольцо
Для швартовки яхт и катеров к плавучим рымам в камерах шлюзов обычно пользуются тросом, концы которого закреплены в носу и корме судна, а средняя часть связана в незатягивающуюся петлю. Однако накинуть эту петлю на рым не всегда легко: иногда просто не удается дотянуться.
Швартовка к плавучим рымам в камерах шлюзов значительно облегчится, если сделать из 8—10-миллиметрового стального прутка кольцо диаметром 200 мм, которое с помощью приваренной к нему втулки может быть надето на конец футштока (или на ручку весла). Концы швартовных тросов надежными узлами (или с помощью огонов) крепятся к кольцу. Длина швартовных тросов должна быть на 2—3 метра больше половины длины судна. С помощью футштока надевают швартовное кольцо на рым, а затем, выдернув футшток из втулки, одерживают с его помощью судно от навалов на стенку шлюза.
Положение судна относительно рыма и стенки легко регулируется путем изменения длины носового и кормового швартовных тросов.