Запуск мотора, особенно мощного, при включенном реверсе опасен — об этом мы неоднократно писали. В принципе все моторы (за исключением «Вихрей» первых выпусков) имеют фиксацию трех положений муфты редуктора: передний ход — нейтраль — задний ход. Но это иногда не помогает — ведь можно в спешке и забыть передвинуть тягу реверса в нейтральное положение!
Воспользовавшись тем, что тяга, идущая к редуктору, на «Вихре» имеет вертикальное перемещение, равное ~16 мм, Б. С. Бич из Череповца предлагает сделать блокировку так, чтобы повернуть коленвал, если не выключен реверс, было невозможно. Тяга (см. рис.) переключения реверса удлиняется при помощи резьбовой муфты и круглого стержня, идущего в обход карбюратора. К верхнему концу этого стержня при помощи вилки подсоединяется качалка, ось которой закреплена на корпусе стартера.
В диске стартера напротив качалки делается прорезь.
Если тяга реверса находится в положении «нейтраль», качалка позволяет диску проворачиваться и заводить мотор. А вот при любом другом положении тяги качалка входит в прорезь верхней или нижней щечки диска и надежно стопорит его.
При замене износившегося пускового шнура новым нужно будет выдержать его длину прежней; можно сделать на диске несколько прорезей по окружности, тогда подобрать длину нового шнура будет проще.
Б. С. Бич не сообщает — сделал ли он такую блокировку на своем моторе, но предложенная им конструкция во всяком случае заслуживает внимания.
Правильная регулировка качества горючей смеси, приготовляемой карбюратором, имеет большое значение, обеспечивая получение максимальной мощности и экономичность подвесного мотора. Жиклеры карбюраторов подобраны для мотора, работающего на стенде; естественно, что при эксплуатации того же мотора в каких-то иных условиях жиклеры уже не соответствуют оптимальному режиму.
Конечно, теоретически нетрудно сделать набор из 5—6 жиклеров, чтобы можно было выбирать из них наилучший в каждом конкретном случае. Но практически, не говоря уже о том, что изготовление жиклеров — дело тонкое, так как требуется точная обработка, замена жиклера обычно отнимает много времени. Проще изготовить коническую регулирующую иглу, изменяющую пропускную способность жиклера.
Днепродзержинец Ю. М. Чех на карбюраторе своего «Вихря» установил регулирующую иглу. Причем отличает его конструкцию от других то, что для изготовления иглы совершенно не требуются токарные работы — все устройство может быть сделано на настольном сверлильном станке или даже при помощи электродрели. Конструкция понятна из приводимого эскиза. Прежде всего диаметр жиклера увеличивается до 1.5 мм. Затем его корпус по посадочному отверстию жиклера рассверливается сверлом 3,2 мм и нарезается резьба М4. Со стороны отверстия, противоположной установке жиклера, резьба на глубину 3 мм высверливается сверлом ∅4 мм. Затем из прутка ∅4 мм делается регулирующая игла. Конус на игле длиной 8 мы делается напильником в патроне сверлильного станка. Длина резьбы М4 на игле от конца конуса 5—6 мм. Из головки отрезанной ножовкой от болта М10 с размером под ключ 14 мм делается корпус сальника. По центру головки насквозь сверлится отверстие ∅4 мм для прохода иглы и ∅7 (на глубину 4—4.5 мм) для установки сальника, изготовленного из кусочка кожи или бензостойкой резины толщиной 5 мм. Корпуса сальника и жиклера соединяются двумя винтами М3 подходящей длины.
Регулировку качества смеси начинают, отвернув иглу на два оборота от полного закрытия жиклера и добиваясь максимальной скорости лодки.
При регулировке лучше всего пользоваться тахометром для определения максимальных оборотов коленвала.
После двух сезонов эксплуатации «Вихря» у В. К. Теременецкого из г. Уральска в редуктор стала постоянно попадать вода. Приходилось сливать после каждой поездки около полустака-на. Чтобы ликвидировать этот недостаток, Теременецкий решил более надежно герметизировать редуктор.
Прежде всего была выточена новая втулка тяги реверса 2205-002 по прежним размерам, но с внутренней резьбой М 11X0,5, и в ней при помощи резьбовой буксы зажато штатное уплотнительное кольцо (2.202-010) от заглушек корпуса редуктора, прилагаемых в запасном комплекте к мотору. Улучшено и уплотнение гребного валика: вместо уплотнительного кольца 2.212-004 в специально расточенное гнездо во втулке 2.212-001 ставится сальник с размерами 17X27,5X4 от велосипедного моторчика Д-5 или Д-6. Полость между штатным сальником 2.219-000 и новым заполняется смазкой. Для улучшения смазки подшипника скольжения 2.212-002 в нем просверлены отверстия и прорублены канавки. По рекомендации, помещенной в нашем сборнике №41 за 1973 г., при модернизации редуктора медно-графитовая втулка заменена на игольчатый подшипник 942/20. Все эти усовершенствования настолько улучшили герметичность, что на протяжение всего сезона даже следов воды в редукторе нет.
Откинуть мощный мотор, например при подходе к пологому берегу, нелегко: задняя ручка расположена далеко, а при подъеме «Вихря» за два отверстия, прорезанных на задней части капота, можно повредить пальцы.
М. и В. Березкины из г. Кашина из алюминиевой полосы толщиной 5 и шириной 20 мм (см. эскиз) сделали на своем «Вихре» удобную ручку специально для откидывания мотора. К задней ручке мотора она крепится болтами М5 при помощи двух угольников. Для того, чтобы края не резали пальцы, на нее надета полихлорвиниловая трубка.
Остается добавить, что такую ручку можно сделать на любом моторе.
Вроде бы простое дело — замена срезанной шпонки на гребном валу — иногда становится сложной проблемой. Мягкий металл шпонки развальцовывается в отверстии; чтобы ее выбить, нужно несколько раз ударить молотком по выколотке. Мы уж не говорим о том, что работать молотком, свесившись за транец лодки, неудобно, а мотор, особенно если он соединен с дистанционным управлением, снимать и втаскивать в кокпит лодки долго.
Москвич В. Г. Родников сделал простое приспособление — выжимку для выдавливания остатков штифтов. Выжимка вытачивается из отрезка стали ∅30 мм. Внутри эксцентрично сверлятся два отверстия ∅14,5 (для гребного вала мотора «Ветерок») и ∅12,5 (для гребного вала мотора «Москва-12,5»). В перемычке между каналами нарезается резьба М8 или М6 для винта, регулирующего глубину надевания приспособления. Перпендикулярно отверстиям для валиков сверлятся два отверстия и нарезается резьба М6 для выжимного винта. Небольшой кусок прутка 0 8 мм, вставленный в отверстие «в» (см. рисунок), помогает удерживать приспособление на валике в нужном положении.
В. Г. Родников имеет и «Москву» и «Ветерок», поэтому приспособление пришлось делать универсальным. Владельцам только одного мотора нужно будет применить упрощенный вариант, используя ту часть приспособления, которая подходит к его мотору.