Фиксаторы для кастрюли
Если вы рассчитываете готовить пищу на ходу судна, стоит заранее позаботиться о надежном закреплении кастрюли над конфоркой. Один из простейших способов показан на рисунке. От морской качки он, правда, не спасает — здесь может выручить только карданный подвес, — по на реке гарантирует от целого ряда неприятностей на камбузе.
Дужки — держатели кастрюли нужно согнуть из стальной пружинящей 4-миллиметровой проволоки. Отверстия диаметром 5 мм для установки дужек высверливаются через 10 мм. Фигурный изгиб дужек не позволит кастрюле касаться стенок (зазор должен быть порядка 40 мм).
Приспособление для швартовки
Если при подходе к стенке капитан яхты не рассчитал ее инерцию и она не «дошла» до причала, а на стенке некому принять и заложить швартовный конец, приходится делать повторный заход. А вот когда к причалу будет прикреплена металлическая полоса с прорезями (как показано на рисунке), можно обойтись без этого: брошенный на стенку конец с мусингом — узлом на конце зацепится в прорези и даст возможность подтянуть яхту к причалу.
«Спасательный пояс» для тузика
Мягкий кранец, закрепленный снаружи борта под планширем тузика и заполненный плавучим эластичным материалом (пробка, пенопласт), не только будет надежно защищать борта яхты от царапин, но и повысит безопасность пользования самим тузиком. Во-первых, при случайном крене такой кранец входит в воду и эффективно препятствует опрокидыванию лодки. Во-вторых, если тузик зальет волной, он будет обладать достаточной плавучестью, чтобы поддерживать экипаж.
Кранец шьется из лавсана или топкой парусины в виде рукава диаметром от 60 до 100 мм (в зависимости от размеров лодки) и пришнуровывается «змейкой» к специальным обушкам. На транце его концы стягиваются с помощью пенькового талрепа.
Тент для лодки
Требуется не больше пяти минут, чтобы устроиться на ночлег в моей лодке.
К подмоторной доске транца и комингсу — обделке носовой части кокпита крепятся прижимными винтами две вертикальные стойки 50х20 высотой около 400 мм.
В полукруглые вырезы на верхних концах стоек вдоль лодки укладывается отпорный крюк (багор), играющий роль конька крыши. Остается накинуть прямоугольный кусок непромокаемой ткани — тент — и обтянуть его, пристегивая к скобкам, поставленным на палубе. Угол палатки откидывается — это вход. Разместившись, можно изнутри закрыть палатке совсем или оставить открытым «окно».
Парус-киса
Стаксель из легкой тонкой ткани можно укладывать для хранения в специальный карман, пришитый в его же галсовом углу. Когда парус аккуратно свернут к галсовому углу и уложен в карман, застегивают клапан, пришитый с другой стороны паруса, или две лямки.
Если парус уложен правильно, все углы его доступны для крепления концов фала, шкотов и галса. Достаточно заложить эти снасти, и стаксель можно ставить прямо «из кисы».
Выборка овальных пазов
При изготовлении деревянного клееного рангоута (мачт, гиков, рейков) приходится выбирать ликпаз и облегчающие отверстия на заготовках. Эта трудоемкая работа может быть выполнена без специальных рубанков и фрез на дисковой пиле. Для этого диск пилы выдвигается из стола на глубину выборки, а упор, который мы привыкли видеть параллельным диску, прибивается (или прижимается струбцинами) под углом, подобранным так, чтобы передняя и задняя кромки диска пилы обеспечивали необходимую ширину выборки и ее положение на брусе. Естественно, что угол установки бруса и форма выборки зависят и от диаметра диска пилы. Скорость подачи бруса уменьшается с увеличением угла установки. Окончательная зачистка паза производится шкуркой.
Несквозные выборки заканчиваются косым срезом, который следует обработать полукруглой стамеской до радиусного окончания паза.
Для очистки шпигатов
Для стока воды вдоль киля и стрингеров в шпангоутных рамках делаются отверстия — шпигаты, которые часто забиваются грязью. А в ряде мест, например, там, где пайолы закреплены, прочистить шпигаты довольно трудно или даже невозможно. На помощь приходит тонкая латунная цепочка, пропущенная еще при постройке или ремонте судна через шпигаты по всей длине трюма. На концах цепочки крепятся ручки (они же ограничивают перемещение цепочки). Теперь для очистки сразу всей системы отверстий достаточно пару раз протянуть цепочку туда и обратно до упора; после этого вода беспрепятственно стечет к приемнику насоса.
Удлинитель румпеля
На небольших яхтах, как правило, руль навешивается на транец, и рулевому приходится сидеть в самой корме, где ничто не защищает его от ветра и брызг. Можно порекомендовать съемный удлинитель румпеля, который позволит рулевому сдвинуться ближе к носу — под укрытие рубки.
С помощью несложной снасти можно зафиксировать румпель, чтобы избавиться от необходимости постоянно держать его рукой. Как показано на рисунке, снасть состоит из стропа, в два шлага накинутого на румпель, и двух колец резинового жгута по концам. Накидываемые на утки резиновые кольца служат амортизаторами, «отыгрывающими» легкие отклонения яхты с курса.
Подножка-трап
Для высокобортного катера или яхты полезно изготовить простую подножку-трап, эскизы которой мы заимствовали из французского журнала «Bateaux». Состоит она из основания 2, вырезанного из 20-миллиметровой фанеры, ступеньки 1 и болта-оси 3 диаметром 12 мм. Участок прорези — паза для оси подкрепляется дублирующей накладкой из обрезка топ же фанеры,
В опущенном положении ступенька оказывается под водой, что значительно облегчает подъем на борт судна, В верхнем положении ступенька стопорится защелкой 4.