Петля на капроновой нитке
Завязать ее можно способом, показанным на рисунке. Сделав петлю, трижды обнесите один из свободных концов вокруг другого. Под третий шлаг подложите палец, чтобы образовать слабину, и затем наложите еще три шлага. Середину петли пропустите, как показано стрелкой на рисунке, сквозь свободный шлаг. Теперь остается потянуть жилку за оба конца и петля готова. Таким же образом можно завязывать петли и на любом мягком тросе.
Простейший вентилятор
Сделать вентиляционную головку довольно сложно в связи с необходимостью предусматривать те или иные устройства для того, чтобы не допустить проникновения внутрь вместе с воздухом попадающей на палубу воды. Представленная на эскизе конструкция отличается простотой и решает задачу вентиляции не только жилого помещения, но и пространства под сиденьем-рундуком.
На рисунке обозначены; 1 — металлическая труба-воздухозаборник; 2 — сиденье-рундук; 3 — места забора воздуха; 4 — шпигат для слива воды.
Сверление реек
При постройке судна с обшивкой из реек в них приходится сверлить большое количество отверстий под гвозди. Простое приспособление, показанное на рисунке, позволяет значительно упростить работу. Дрель 1 закрепляется к верстаку с помощью струбцины 2. Клин 3 служит для регулировки положения дрели по высоте; рейка 4 ограничивает, если нужно, глубину сверления.
Как удержать маховик
В №38 сборника за 1972 г. были собраны описания нескольких конструкций стопоров для маховика, облегчающих снятие его с конуса съемником. Ну а что делать в пути, если необходимо осмотреть магнето и для этого надо снимать плотно посаженный маховик, а в ящике с инструментами, как назло, нет специального стопора?
Чрезвычайно простой и применимый для всех без исключения подвесных моторов выход из положения предлагает Е. И. Федоренко из Львова. В канавку маховика свободно наматываются два витка прочной веревки, концы ее связываются. Затем витки затягиваются палкой, как показано на эскизе. Уперев один конец палки в обод маховика и придерживая рукой или туловищем другой, можно заворачивать винт съемника — маховик не провернется. Использовать можно любой подручный материал — в крайнем случае швартовный конец и весло.
Как законтрить талреп
Для талрепов с резьбой М6—М12 используется стальная нержавеющая (оцинкованная) или латунная проволока диаметром 2—3 мм. На верхнем конце проволоки делается кольцо вокруг ванты чуть больше диаметра заплетенной части огона. Проволока пропускается через отверстие в пальце верхней вилки талрепа, фиксационный штырь и загибается вокруг одной лапки нижней вилки.
Если необходимо обеспечить возможность отсоединения троса от талрепа (например, если ванта проходит под палубу), нижний конец проволоки пропускают через отверстие в пальце нижней вилки и загибают, как показано на втором эскизе. В этом случае для снятия талрепа достаточно откусить загнутый кончик; длину проволоки надо брать с запасом на многократное использование.
Проволочное колечко должно свободно перемещаться по ванте до самого конца при регулировке талрепа; концы проволоки надо скруглить и плотно поджать, чтобы они не зацеплялись. Если следить за тем, чтобы проволока между вилками всегда была прямой, можно обойтись и без шплинта в фиксационном штыре.
Заодно можно рекомендовать вместо обычных шплинтов использовать кольца из нержавеющей проволоки толщиной 0,8—1,2 мм (аналогичные кольцам для ключей).
Распорка для штага
При установке на яхте двух штагов важно, чтобы между ними всегда сохранялось расстояние, позволяющее свободно скользить карабинам или раксам по обоим штагам одновременно. Это нужно, чтобы, убирая стаксель на одном штаге, можно было на другом поднимать новый, и т. п. Распорка, показанная на эскизе, поможет решить эту задачу. Нужно изготовить две такие распорки и поставить их — одну у топа мачты, другую — внизу, у самой палубы. Для 10-метров'ой яхты штаги достаточно разнести на 120 мм.
На рисунке: 1 — штаг; 2 — стальная накладка распорки; 3 — болт; 4 — прокладка из твердого дерева; 5 — оттяжка крепления распорки к огонам штагов.
Детали оборудования каюты
На катере или яхте все должно быть надежно закреплено, ни одни предмет не должен болтаться при качке. Ряд простейших устройств поможет вам добиться выполнения этого непременного условия.
Полочку для посуды (а) снабдите бортиком и разделительной перегородкой.
К нижней поверхности дна всех выдвижных ящиков (б) закрепите клиновые планки, которые сбудут служить стопорами, препятствующими самопроизвольному открыванию ящиков.
Полочка с гнездами (в) будет хороша для хранения бутылок и стаканов.
Дверцы всех шкафов и полок должны надежно удерживаться в закрытом положении при помощи защелок (г).
Как отбить ватерлинию
Само выражение «отбить ватерлинию» выражает существо ныне довольно редко применяемого способа. У судна, стоящего на ровный киль и без крена, ставят в носу и корме козелки со строго горизонтальными верхними кромками, расположенными на уровне расчетной ватерлинии (или слегка выше него — с учетом ширины самой ватерлинии).
Работу выполняют два человека. Намелив прочный шнур, натягивают его с одного козелка до другого таким образом, чтобы он касался корпуса в средней части по длине судна. Затем один из работающих (а при большой длине судна — третий) оттягивает шнур за середину и отпускает его, на корпусе остается меловой след (рис. а). Перемещая обе точки крепления шнура вдоль горизонтальных кромок козелков, постепенно намечают ватерлинию все: дальше в нос и в корму.
Если нет уверенности в правильной дифферентовке судна после его спуска, лучше поднять верхнюю кромку ватерлинии у форштевня. Сделать это можно с помощью клина, закрепленного к носовому козелку высокой частью к ДП уже после пробивки горизонтальной нижней кромки (рис. б).
Накрашивая полосу ватерлинии в кормовой части, под подзором, сделайте ее пошире, с учетом наклона днища, иначе ватерлиния будет смотреться сбоку опущенной вниз (рис. в).