Предлагаем вниманию читателей очередной обзор читательских писем с простыми и интересными усовершенствованиями узлов подвесных моторов, полезными рекомендациями по сборке и ремонту.
Отсоединение корпуса редуктора «Вихря» от дейдвудной трубы сопряжено с определенными трудностями: необходимо снять привод воздушной заслонки, а с тяги реверса — детали узла переключения; при этом, конечно, нарушается регулировка зацепления муфты. Но разобрать — это полбеды, труднее потом собрать! Попасть в отверстие для тяги в поддоне, когда надо еще контролировать положение самой тяги, соединить водоподающую трубку и рессору с двигателем и редуктором, далеко не просто, поскольку все эти детали находятся в дейдвудной трубе и видеть их при сборке невозможно.
Облегчить сборку поможет лючок в верхней части дейдвудной трубы, — считает киевлянин Ю. Бойко. Через лючок видна тяга в момент входа в отверстие поддона; в случае необходимости всегда можно подправить тягу в нужном направлении, просунув через лючок отвертку или другой подходящий инструмент. После сборки лючок закрывается крышкой, вырезанной из кусочка листовой стали или алюминия.
Совсем избавиться от необходимости разбирать что-либо в поддоне при снятии редуктора позволит разъединение тяги реверса. Ю. Бойко на своем «Вихре» сделал и такое усовершенствование. Место лючка, также закрываемого крышкой, и размеры деталей разъемного соединения тяги показаны на приводимых эскизах. Прежде всего прорезается лючок, затем размечается и разрезается тяга, на концах ее нарезается резьба, навинчиваются и припаиваются медью втулки. После предварительной сборки и регулировки во втулках в сборе сверлится отверстие и нарезается резьба для соединительного винта М6.
Следует заметить, что можно и не припаивать втулки к половинкам тяг, особенно к нижней, так как из-за этого невозможно будет вынимать нижнюю половинку тяги из корпуса редуктора при замене уплотнительного кольца.
Пожалуй, конструктивно более простое решение (нужно изготовить только одну муфту) предлагает член владимирского клуба «Волна» В. Малов. Через проделанное в дейдвуде овальное отверстие на тяге, установленной в положение нейтрали, примерно посередине отверстия делается отметка места разреза. На верхней части тяги нарезается резьба и наворачивается муфта с контргайкой. Затем, вставив в муфту нижний конец тяги, сверлят отверстие для крепежного винта М5 так, чтобы оно углубилось в саму тягу на 7з ее диаметра. Легкоразъемное соединение тяги готово.
Наконец, можно применить еще более простой вариант: приобрести соединительную муфту от мотора «Нептун» (ее номер по каталогу 16.02.60001) и соединить ею тяги, предварительно сделав на них лыски для стопорных винтов.
И вновь хочется обратить внимание конструкторов заводов на это небольшое, но полезное усовершенствование. Потребуется добавить всего две простейшие детали — муфту и крышку отверстия, но значительно упростится эксплуатация мотора, да, вероятно, возрастет и долговечность редуктора, так как регулировку зацепления не придется нарушать при каждой разборке.
Оригинальную и простую конструкцию фиксатора реверса для «Вихря» применил днепропетровец В. Новосадов. Пожалуй, это даже не фиксатор, а упор, до которого нужно довести наконечник тяги реверса при установке нейтрали. При переключении на задний ход, которое на «Вихре» выполняется «на себя» дальше положения «нейтраль», упор отодвигается — поворачивается вокруг крепящего болта. Устройство упора ясно из приводимых эскизов. Следует только отметить, что размер упорного регулировочного винта дан для модернизированной передней ручки «Вихря», которая на 20 мм длиннее старой. При установке упора на старую ручку надо будет несколько удлинить ось и уменьшить длину регулирующего винта.
Резьбу в передней ручке, выполненной из алюминиевого сплава, нужно сделать более полной, нарезав ее только метчиком № 1. Перед заворачиванием резьбу оси упора дополнительно смажьте бакелитовым лаком или клеем БФ.