Морская койка
На современных малых судах незаслуженно забыты парусиновые койки. Они легки и удобны; из них не вывалишься ни при каком крене, при перемене галса отдыхающий не перекатывается с бока на бок.
Удобную «морскую» койку сделать несложно. Закрепите кусок парусины 2 одной продольной кромкой к рейке 1 вдоль борта. В другую кромку вшейте палку или алюминиевую трубку 3. Чтобы можно было «регулировать» положение свободного края койки, на переборках сделайте не по одному, а по три гнезда 4—6 для концов палки. На стоянке используются гнезда 5 — койка получается плоской, удобной для сидения. Если борт, на котором спит человек, наветренный, палка поднимается в гнезда 4; при смене галса ее лучше опустить в гнезда 6.
Удобный кронштейн для мотора
На яхтах с высоким транцем, использующих вспомогательный подвесной мотор, за рубежом применяются кронштейны, позволяющие поднимать мотор до уровня палубы для осмотра, ремонта и запуска. Состоит такой кронштейн из двух направляющих, крепящихся к транцу, и двух щек с подмоторной доской, вставляемых в пазы направляющих и свободно скользящих по ним. Внизу и вверху направляющих делаются фиксаторы, удерживающие мотор в крайних положениях.
Неснользящие ступеньки
Ступеньки трапа полезно покрыть листовой резиной с мелкой насечкой — тогда можно будет сходить в каюту без опасения поскользнуться при крене и качке. Резина, кроме того, предохранит дерево от быстрого износа.
Для этой цели может быть использован обычный резиновый коврик, который разрезается на полосы по ширине ступеньки. Практичный способ крепления резины на ступеньке показан на эскизе. Края резины 2 подгибаются на нижнюю поверхность ступеньки 1, где их прижимают с помощью шурупов 4 и шайб 3.
Кромки ступенек предварительно нужно скруглить по радиусу.
Саморегулирующийся буйреп
Точно подобрать длину буйрепа соответственно глубине, на который отдается якорь, трудно и не всегда возможно. Это будет и не нужно, если буйреп свободно пропустить через обушок — кольцо буя — и привязать к его концу груз, как показано на рисунке. Независимо от глубины, на которой отдан якорь, буек всегда будет плавать точно над ним. При подъеме уровня воды исключается возможность «утопления» буя, приводящего к потере держащей силы якоря.
Сетка для вещей
В тесной каюте катера или яхты не всегда удается оборудовать достаточно вместительные платяные шкафы и полки. Советуем устроить над каждой койкой, ближе к ногам, мягкую сетку 1. Нижний край ее закрепляется к борту при помощи планки 2, а на верхнем делаются петли, надевающиеся на крючки 3 на бимсах.
Уложенные на сетку вещи всегда будут под рукой и в аккуратном виде.
Утка флага-фала
На яхтах фалы для подъема флагов чаще всего крепят прямо на ванте или ахтерштаге. Советуем для этой цели изготовить и поставить прямо на снасть стоячего такелажа специальные утки.
Трубчатый корпус утки делается из твердого дерева; диаметр отверстия должен быть немного меньше диаметра троса. Утка распиливается вдоль, после чего обе части ее ставятся на трос и плотно стягиваются с помощью надежных бензелей.