Чаще всего владелец «Ветерка» бывает недоволен не просто тем, что мощность мотора (т. е. 8 или 12 л. с.) мала, а тем, что его обходит сосед на однотипной лодке и с таким же мотором. Действительно, меньшая скорость хода при равных условиях должна настораживать. Очевидно, мотор не развивает максимальной мощности. В чем же дело?
Выяснение причин лучше всего начинать с проверки правильности регулировки состава горючей смеси и угла опережения зажигания.
В принципе состав смеси следует изменять лишь при значительных изменениях условий работы мотора (в основном это касается нагрузки лодки). Регулировка осуществляется поворотом регулировочной иглы карбюратора. В каком-то одном определенном положении иглы наблюдается самая устойчивая работа двигателя; даже на слух заметно, что он развивает при этом наибольшее число оборотов. Состав смеси, соответствующий этому положению иглы, называется мощностным, так как позволяет развивать максимальную мощность.
Если теперь из этого положения иглу повернуть по часовой стрелке на ¼—⅙ оборота, следя за тем, чтобы двигатель продолжал работать так же ровно, без рывков, получится более экономичный состав горючей смеси. Расход топлива уменьшится на 5—10% при крайне незначительном падении скорости.
Если лодка оснащена двумя и более моторами, регулировку состава смеси нужно производить при их одновременной работе попеременно на каждом.
Угол опережения зажигания «Ветерков» изменяется поворотом панели магнето в зависимости от нагрузки и степени открытия дроссельной заслонки карбюратора. Чем больше открытие дроссельной заслонки, тем больше угол опережения зажигания. Поэтому регулировке подлежат максимальный угол опережения зажигания и угол открытия заслонки при этом положении магнето.
Перед регулировкой необходимо сиять маховик, вывернуть свечи зажигания, повернуть рукоятку румпеля в положение «полный ход» до упора в ограничитель и отрегулировать зазоры между контактами прерывателей.
Делается это так. Вставьте между контактами прерывателя, работающего на верхний цилиндр, полоску папиросной бумаги или металлической фольги и проворачивайте маховик по часовой стрелке до начала освобождения полоски. В этом положении коленвала замерьте расстояние между днищем поршня и торцом свечного отверстия верхнего цилиндра. Замер надо выполнять штангенциркулем с ножкой глубомера с точностью 0,1 мм. Не вынимая штангенциркуль, проворачивайте коленчатый вал в том же направлении. Когда поршень дойдет до ВМТ, штангенциркуль покажет наименьшее расстояние от днища поршня до торца свечного отверстия. Разница этих двух замеренных расстояний и будет ходом поршня, соответствующим максимальному углу опережения зажигания. Для двигателей «Ветерков» эта величина не должна превышать 3,7 мм, что соответствует 30° поворота коленвала; помните, что и уменьшение этого угла приводит к падению мощности.
При необходимости увеличить угол опережения зажигания следует опилить упор на впускном патрубке и сразу же снова проверить опережение. На моторах первых лет выпуска упора на патрубке нет, поэтому работа упрощается. На нужном месте установите самодельный упор, закрепив его крепежными винтами патрубка.
Регулировка положения дросселя при наибольшем угле опережения зажигания необходима потому, что у некоторых двигателей максимальная мощность наблюдается при неполном открытии дроссельной заслонки. Регулировку надо проводить при наименьшей загрузке лодки и наибольшей скорости движения. Необходимо ослабить винт, крепящий рычаг привода дросселя, и гайку на оси заслонки, и после этого повернуть рукоятку румпеля в положение полного хода.
Дроссельную заслонку установите и закрепите гайкой так, чтобы при соприкосновении ролика рычага с кулачком на панели магнето заслонка была прикрыта на 15—20°. На полном ходу лодки рукой увеличивайте угол открытия дросселя до полного и даже дальше (ролик рычага дросселя при этом отойдет от кулачка на магнето). По изменению скорости лодки и определится наилучшее положение дроссельной заслонки.
Вновь ослабьте гайку и установите рычаг так, чтобы при максимальном угле опережения зажигания дроссель находился в найденном положении. Закрепите рычаг окончательно гайкой и винтом.
У отдельных «Ветерков-12» при движении на полностью открытом дросселе появляется калильное зажигание — падает число оборотов, мотор начинает вибрировать. При уменьшении открытия дросселя примерно наполовину число оборотов вновь повышается.
Калильного зажигания можно избежать, уменьшив угол опережения зажигания при полном открытии дроссельной заслонки. Профиль кулачка блокировки, связывающего перемещения панели магнето и дроссельной заслонки, имеет участок, в пределах которого можно поворачивать панель без воздействия на дроссель.
С увеличением загрузки лодки угол опережения зажигания также следует уменьшит1ь не доводя рукоятку румпеля до крайнего положения.