О колесах, сходящих в комплектацию лодки «Прогресс», говорилось уже немало. Причем о достоинствах их обычно говорил завод-изготовитель, а о недостатках — те, кто эксплуатирует лодки, т. е. владельцы «Прогрессов». Например, согласно заводскому паспорту, лодку можно транспортировать за автомобилем со скоростью до 40 км/час (по асфальту) и это относится к. преимуществам лодки. Однако вряд ли хоть один опытный человек будет проверять это утверждение. Достаточно посмотреть на не внушающее доверия крепление колес и убедиться в полном отсутствии какой бы то ни было амортизации,— пропадает желание рисковать дорогостоящей лодкой. Тем более, что асфальтированных подъездов к воде не так уж много.
Ясно, что для сохранности лодки при транспортировке на буксире необходимо иметь надежную амортизацию колес. В статье С. В. Леонтьева «Амортизированные колеса для «Прогресса» в 28 номере сборника за 1970 г. предлагается, по моему мнению, не совсем удачная конструкция. Сам автор упоминает о том, как. амортизированные подвески колес были погнуты при въезде на паром. Это свидетельствует о недостаточной надежности устройства, подкупающего своей кажущейся простотой. Думаю, что в кустарных условиях, имея под рукой только водопроводные трубы, изготовить прочные и удобные амортизированные подвески вообще невозможно.
Я пошел по пути применения деталей — колес и передних вилок — со списанных мотороллеров «Тула». Доработка вилки совсем небольшая: поворотный стержень надо укоротить до длины 174 мм, как. показано на приводимом эскизе. Для снижения веса тормозные диски с тормозами сняты. Впоследствии я снял и гидравлические амортизаторы, так как они оказались лишними — одних пружин вполне достаточно.
К вилке приварены (электросваркой) пластина 1 и кронштейны 5. На эскизе показано крепление вилки к левому борту лодки, для правого борта крепление симметрично. Изготовлять приходится всего 7 (на одну вилку) сравнительно простых деталей; материал — сталь 3 или сталь 5.
Предлагаемая конструкция исключительно надежна в эксплуатации, так как вся вилка, за исключением кронштейнов и пластины, заводского изготовления, качество которого значительно выше кустарного. Можно использовать передние вилки и с других мотороллеров (также с незначительными изменениями).
Описываемые амортизированные подвески успешно работают уже три года.