Один из способов сэкономить шкурку
Если заглянуть весной в урны любого яхт-клуба или лодочной стоянки, то больше всего там окажется, пожалуй, отходов шкурки — стеклянной или наждачной бумаги. Очень часто выбрасывают листы шкурки, часть поверхности которой стала непригодной только из-за того, что лист неправильно складывали при работе и один неиспользованный участок портил другой.
Показанный на эскизе способ складывания листа позволит экономить материал. Суть его в том, чтобы абразивные — рабочие поверхности бумаги не терлись одна о другую, а внешний используемый слой (начиная с 4) после истирания мог быть легко оторван и выброшен в отходы.
Шкрабка из фрезы
Удаление старой краски — дело трудное, да и драгоценного времени занимает много. Предлагаемый скребок значительно облегчит эту работу.
Старую дисковую фрезу ∅120x4 из стали Р18 или Р9 обработайте на наждаке. Ручку несложно изготовить из эбонита или текстолита и посадить на шток на клее БФ4. Шток стальной, длина его 300—350 мм.
Таким скребком-шкрабкой нам удается полностью удалить старую краску с 8-метровой лодки без дополнительной заточки. Две рабочие кромки мы обычно затачиваем под разными радиусами (на эскизе R1 и R2), чтобы можно было снимать краску и с вогнутых поверхностен.
Как остановить распространение гнили
Если на каких-либо деревянных корпусных деталях обнаружены очаги загнивания, необходимо принять меры. Пораженную площадь очистите от краски, захватив по краям и прилегающие участки. Поверхностный слой древесины снимите с помощью цикли и шкурки на глубину 1—1,5 мм (до чистой древесины), затем протрите весь подозрительный участок тряпкой, смоченной в 10%-ном растворе формалина (продается в аптеке). После высыхания оголенное место окрашивается вновь.
Этот способ не дает эффекта при глубоком поражении детали гнилью, когда требуется вырезать значительный по толщине участок и заменить его соответствующей вставкой.
Ваш помощник — химия
При желании полностью очистить корпус от старой краски, не повреждая древесины, прибегают к химическому способу очистки. Для этого поверхность покрывают 2%-ным раствором едкого натрия и после размягчения слоя краски легко снимают его тупыми скребками. Можно применить раствор, состоящий из 200 г мыла и 400 г скипидара, или щелочную пасту.
Основой щелочной пасты является каустическая сода — ее берется от 7 до 18% общего веса приготовляемого состава. Необходимую вязкость пасте придают негашеная известь (15—35%) и мел (5—10%). Остальные 80—50% составляет вода. Паста может быть приготовлена и без извести (сода 20%, крахмал 5% или сода 7%, мел 13%). Воду лучше подогреть до 40—50° С и растворить в ней компоненты— сначала соду, затем известь и мел.
Щелочная паста наносится тонким ровным слоем на всю поверхность и после выдержки в течение 1,5—3 часов снимается скребками вместе с размягченной краской. После удаления краски и щелочной пасты поверхность надо хорошо промыть теплой водой с мылом и просушить.
Эти пасты можно применять и для удаления краски со стальных корпусов.