Стоянка моторного судна (как, впрочем, и крейсерской яхты) у необорудованного берега сопряжена с рядом опасностей. Волны от проходящих судов или порывы ветра могут выбросить судно на берег, залить его или нанести повреждения, ударив о каменистый грунт, и т. п. Опытный судоводитель всегда стремится поставить свой катер на достаточно большой глубине и на таком удалении от берега, чтобы свести до минимума возможность подобных неприятностей. Однако при этом, естественно, затрудняется сообщение с берегом. Тузики (надувные лодки, например) имеются обычно только на самых больших катерах. А добираться до берега вброд далеко не всегда приятно и безопасно.
Нередко туристы, скрепя сердце, проходят мимо мест, казалось бы специально созданных для разбивки лагеря и отдыха на берегу, только из-за отсутствия безопасных условий для стоянки судна. Есть, однако, давно известный способ поставить судно на нужном удалении от берега и в то же время исключить необходимость регулярных путешествий вброд или вплавь.
При подходе к берегу промеряются глубины и в соответствии с рельефом дна и береговой черты выбирается место якорной стоянки. Напомним, — чтобы исключить всякие случайности (например, при сильной волне от проходящего буксира), необходимо иметь достаточно тяжелый якорь. Для крупных туристских катеров лучше всего подходит адмиралтейский якорь весом 8—12 кг. Менее надежны якоря с поворачивающимися лапами без штока; в этих случаях необходимый вес якоря и минимальную длину каната определяют опытным путем.
Канат-дректов свободно пропускается сквозь рым якоря, а концы, чтобы они не перекручивались, разносятся: один закрепляется в кормовой части судна, другой стравливается с носа при отдаче якоря.
После того, как якорь 1 лег на грунт и «забрал», под мотором (малым ходом) или на веслах подходят на безопасное расстояние к берегу, одновременно потравливая конец 2. Во избежание утери якоря при случайной отдаче одного из концов дректова в них полезно заделать металлические кольца, не проходящие через рым якоря. Подав сходню, посылают кого-нибудь из членов экипажа временно закрепить на берегу кормовой швартов 3. Для крепления концов 3 и 5 советую сделать из стального уголка костыли 4, которые легко забить даже в очень твердый грунт.
После нагрузки необходимого снаряжения и высадки экипажа конец дректова 5 переносится с кормы катера на берег. Теперь, выбирая ходовой конец 5 дректова и потравливая швартов 3, можно отвести катер от берега на безопасное расстояние. Чтобы ходовой конец дректоава не зацепился за винт или руль, костыли 4 забивают на расстоянии 3—5 м один от другого; конец 5 должен проходить, не задевая за корпус, как и показано на рисунке.
При необходимости попасть на судно, надо выбирать кормовой швартов 3, а ходовой конец дректова 5 потравливать, не давая ему слабины. Чтобы подойти к берегу, находясь на судне, надо наоборот — выбирать швартов, вытравливая конец 2 (при постановке на якорь нужно, разумеется, предусмотреть некоторый запас его на палубе). Если береговой лагерь организован надолго, а катер используется для разного рода поездок, нет необходимости каждый раз выбирать якорь; достаточно отдать швартов, а к концу 2 дректова привязать буек. Постановка катера на стоянку при этом упрощается.
Высокая надежность стоянки позволяет всему экипажу спокойно оставаться на берегу, лишь на ночь назначая вахтенного на катер. При плавании на судах, не имеющих кают и спальных мест для всего экипажа, это — большое дело.
Если есть возможность, не рискуйте рулем и винтом — ставьте катер носом к берегу.