Читатель Ю. Мезян из г. Сарапула обратился в редакцию с просьбой объяснить причины быстрого разрушения краски на подводной части нескольких «Прогрессов», приобретенных во второй половине 1969 г., в то время как на ранее купленных катерах того же типа краска держится хорошо. Высказывается предположение, что окраска катеров на заводе в течение какого-то времени производилась с нарушением технологических требований. Что делать? — спрашивает в заключение тов. Мезян.
Прежде всего необходимо отметить, что катера, стоящие все лето на плаву у городского берега, могут омываться сточными вонами коммунального или производственного происхождения, которые содержат сероводородные, кислотные и щелочные соединения, сильно ускоряющие процесс разрушения краски. Если это исключено, причину разрушения краски, действительно, следует искать на заводе.
Этих причин может быть несколько: а — был нарушен защитный слой плакировки (покрытие чистым алюминием); б — была недостаточно тщательно обезжирена поверхность перед нанесением грунта: в — вообще отсутствовал цинкхроматный защитный слой или слой фосфатирующего грунта (ВЛ-02, ВЛ-08, ФЛ-ОЗЖ и т п.); г — нарушались сроки сушки каждого слоя покрытия, окраска производилась при пониженной температуре или слишком большой влажности воздуха. Надо сказать, что строгому соблюдению режимов сушки, к сожалению, не уделяют должного внимания, а это приводит к браку, обнаруживаемому только в процессе эксплуатации катера.
Исправить этот дефект можно только следующим способом.
Поставить катер в защищенном от дождя, солнца и ветра месте вверх килем, чтобы обеспечить наиболее высокое качество работы. Плохо держащуюся краску надо снять металлическим шпателем. На оставшихся участках старой краски проверьте ее прочность проволочной щеткой: если при этом будут отваливаться крошки краски, то и на таких участках поверхностный слой ее придется осторожно удалять шкрабкой. Старайтесь при этом не нарушать нижележащие прочные слои.
При повреждениях защитного слоя плакировки и проявлениях бугорчатой и язвенной коррозии поверхность следует очистить от продуктов коррозии сначала шкрабкой, а затем корундовой шкуркой (крупной и потом мелкой). Отдельные язвочки тоже надо зачищать до чистого металла, очищенную поверхность тщательно протереть от пыли и других загрязнений и обезжирить ацетоном.
Если обшивка повреждена неглубоко и отдельными местами, такие повреждения можно заделать, заполнив поры и язвочки одним из следующих составов (перечне лены в порядке от лучшего к худшему): эпоксидным клеем с добавкой небольшого количества сухих цинковых белил; клеем БФ-2; бакелитовым лаком; паркетным лаком ПФ-215 (на пентафталевом лаке) или глифталевым лаком с добавлением во всех четырех последних случаях 3—5% алюминиевой пудры.
Через два три дня необходимо всю поверхность, очищенную от краски, покрыть по металлу тем же материалом, каким заделывались поры и язвы (т. е. по эпоксидной смоле — эпоксидным лаком, по бакелиту — бакелитовым лаком и т. д.). Это лаковое покрытые будет служить прочным слоем грунта.
Через 72 часа (при условии температуры не ниже 20° С и влажности воздуха не более 70%) глянец на высохшем слое лака следует уничтожить тонкой стеклянной или наждачной шкуркой для обеспечения лучшей адгезии (сцепления) наносимого нового слоя покрытия — краски на глифталевом или пентафталевом лаке или этих же эмалей.
Следует иметь в виду, что начальные операции (очистка от старой краски, очистка от коррозии, обезжиривание, заделка пор и особенно сплошное покрытие первым грунтовочным слоем подводной части катера) имеют очень важное значение для качества антикоррозионной защиты. Обезжиривание, например, рекомендуется произвести дважды, так как малейшие следы жира, даже от потных рук, нарушают адгезию, и краска, если она и закроет эти места, при малейшем ударе легко отскочит, оголяя металл.
Последующая декоративная окраска, наносимая в два или три слоя, не нуждается в особых пояснениях. На подводную часть корпуса рекомендуется дополнительно нанести один слой лака для улучшения водостойкости покрытия в целом и создания более глянцевой его поверхности.