Вы собрались строить или покупать моторную лодку, и сразу перед вами встало множество вопросов. Среди них один из главных: сколько будет стоить ее эксплуатация? Какой мотор лучше приобрести?
Одни «принципиально» обходят этот вопрос, считая, что там, где речь идет о «прекраснейшем из хобби», нет места меркантильным расчетам; другие надеются, что все «образуется», лишь бы закончить поскорее снаряжение лодки.
А прикинуть экономичность будущего судна не мешает. Это поможет избежать ошибок при выборе типа лодки и марки мотора, а также расстройства семейного бюджета. И уж совершенно необходимо проделывать эту работу конструкторам лодок серийной постройки.
Наиболее важными являются следующие характеристики.
Себестоимость одного часа эксплуатации:
где А — стоимость ремонта корпуса и оборудования по истечении срока службы в рублях (можно считать эти расходы приближенно равными 30% первоначальной стоимости для корпуса из алюминиевых сплавов и 35—60% для деревянного); Тк — расчетное ходовое время в часах за весь срок службы корпуса (для дюралевых корпусов срок службы составляет около 8—10 лет, для деревянных, не защищенных стеклопластиком, — 4—6 лет); В — стоимость ремонта мотора и запасных частей в рублях по истечении моторесурса (для подвесных моторов составляет от 5 до 40% первоначальной стоимости); Тм — гарантийный моторесурс в часах (для автомобильных моторов следует учесть сокращение моторесурса при конверсии за счет более напряженного режима работы); К — стоимость горюче-смазочных материалов, расходов на мелкий ремонт и содержание лодки в рублях в расчете на один час ходового времени (этот показатель наиболее полно характеризует экономичность судна по эксплуатационным затратам).
Себестоимость 100 км пробега моторной лодки при расчетных значениях скорости и полезной нагрузки (рассчитывается как для максимальной, так и для экономической скорости):
где υ — расчетная скорость лодки в км/час (характеристика наиболее важна для моторных лодок, используемых для длительных плаваний).
Себестоимость 100 тонно-километров при расчетных значениях скорости и полезной нагрузки (прямо пропорциональна C2):
где D — полезная нагрузка в тоннах.
Стоимость одной лошадиной силы в час (показывает уровень эксплуатационных затрат в зависимости от экономичности, моторесурса и мощности двигателя):
где Ne — эффективная мощность двигателя в л. с.; е — расходы на горюче-смазочные материалы и мелкий ремонт в рублях в расчете на один час ходового времени.
При равных литраже и техническом совершенстве моторов характеристика С4 до некоторой степени позволяет судить об «обоснованности» цен.
Для сравнительной оценки экономичности различных серийных подвесных моторов можно воспользоваться таблицей, в которой приведены данные по эксплуатации этих моторов на лодках «Казанка» и «Прогресс» (данные по скорости лодок усреднены). При расчетах затраты на ремонт (А и В) принимались равными 30% первоначальной стоимости для корпусов и 25% для моторов.