Если постараться охарактеризовать новый швертбот в двух словах, то надо будет прямо сказать, что это — явная удача нашей Ленинградской верфи. Суденышко получилось мореходное, сухое — за счет высокого борта, достаточно комфортабельное. Его в то же время можно без труда перевозить по шоссейным и железным дорогам, а это для крейсерского швертбота имеет немалое значение. В самом деле, перебросив яхту «по суху», можно осваивать такие интересные озера, как Чудское, Селигер и другие.
О назначении новой «тэшки», как это мне представляется. Прежде всего — спорт: крейсерские гонки, дальние спортивные плавания, а со временем, когда будет построено достаточно большое количество швертботов, и классные гонки. Для этой цели у нового швертбота есть главное — эффективное парусное вооружение с хорошим набором парусов, включающим и спинакер, Я бы сделал еще устройство для закрутки стакселя вокруг штага, Думаю, на верфи согласятся со мной, что такое дополнение не только повысит чисто спортивные качества швертбота, но и упростит управление его парусами в обычном крейсерском плавании.
На судне четыре постоянных спальных места, достаточно объемов для размещения запасов, рассчитанных на продолжительное плавание. Благодаря исключительной простоте управления швертботом, позволяющей практически одному человеку выполнять любые маневры, в дальний поход можно выходить и в меньшем составе.
Пока самым продолжительным плаванием, которое мне привелось совершить на новом швертботе, был поход в Выборгские шхеры, занявший в общей сложности четыре дня. Цель похода была самая утилитарная: нужно было выбрать место для размещения детского спортивного лагеря парусной школы. Ходили мы вдвоем с заведующим районо — человеком, в общем-то, сугубо сухопутным. На обратном пути нас прихватил свежий, баллов до семи ветер. Сначала попутный, он затем последовательно обошел чуть не все румбы и задул навстречу. Пришлось взять рифы — навернуть парус на гик с помощью патент-рифа. Сделал я это без особого труда, хотя, должен признаться, второй квалифицированный человек за рулем в это время не помешал бы...
С зарифленными парусами швертбот безопасен в любую погоду. На попутных ветрах, правда, его тяжело держать на курсе, а с выбранным швертом яхта сильно раскачивается. Думаю, что, если поставить от швертового колодца до транца плавничок, от этих неприятностей можно будет избавиться.
Всем, кто имел возможность побывать на нашей «тэшке», нравилась тщательная отделка кокпита и каюты — работа мастеров верфи заслуживает самой высокой Оценки. На высоте оказалось и качество выполнения корпуса и палубы: на течь не жалуемся.
Вернемся, однако, к вопросу о том, где новый швертбот будет использоваться, Второй, после гонок, областью его применения, несомненно, станет обучение начинающих яхтсменов. Набор парусов, не меньший, чем на любой большой яхте, в сочетании с простотой управления, подвижность при достаточно высоких мореходных качествах, — одним словом есть все то, что нужно для обучения новичка на воде. «Тэшка» удобна и в качестве базового судна, с которого тренер будет следить за своими подопечными, осваивающими «Оптимисты» и «Кадеты».
Очень важно, что на швертботе есть мотор, и что с этим мотором он ходит не тише, чем под парусами. Мне уже привелось подниматься вверх по Неве на Ладожское озеро. Течение, как известно, здесь не тихое, однако 10 сил «Москвы» оказалось вполне достаточно, чтобы его преодолеть, не прибегая к посторонней помощи. О том, какое значение имеет мотор для учебного судна, говорить, наверное, не стоит.
Мотор крепится к транцу швертбота с помощью кронштейна, на котором он опускается на. воду и удерживается в поднятом положении. Система очень удобна, в частности, если нужно что-либо «посмотреть» в моторе. Единственный недостаток: перо руля при значительной перекладке касается работающего винта и у него срезается шпонка, Очевидно, избавиться от этого недостатка при постройке новых швертботов можно без труда.
Неплохо было бы предусмотреть постоянное место для хранения мотора на борту.
С учетом этих несущественных замечаний новый швертбот может быть рекомендован в серию. Нет сомнений, что спрос на него будет огромный.