К концу первого же сезона транец моего «Прогресса», на котором я ходил под одним «Вихрем», основательно расшатался и требовал подкрепления. Я решил подкрепить его так, чтобы Можно было навесить два мотора, потому что скорость под одним меня не устраивала. Все размеры выбраны опытным путем в процессе борьбы с явлениями кавитации и брызгообразования.
Высоту транца в месте выреза я уменьшил до 405 мм. На моторах шплинтами закрепил брызгоотбойные пластины, которые не только устранили заливание катера, но и способствовали выходу на глиссирование, работая как транцевые плиты.
Расстояние между осями винтов принял равным 480 мм. Кавитация винтов наблюдается только при резком перекладывании руля на полном ходу и при прорывах воздуха на волнении.
Конструкцию транца усилил под-моторной доской 35X280 длиной 1150 мм, которую подкрепил по краям дюралевыми угольниками по всей длине сверху и снизу. Угольник 20X20X300 по верхней кромке транца заменил угольником 40X60X1150, установил четыре дополнительных дюралевых профиля для связи продольных ребер днища с транцем. Подмоторную доску, транец, палубу и переборку моторного отсека связал в двух местах (по краям палубы отсека) при помощи дюралевых тавров, угольников и швеллеров. Все детали набора надежно склепал с транцем и подмоторной доской и закрепил болтами.
К крышке моторного отделения приклепал косынки.
Теперь конструкция транца позволяет устанавливать как один мотор (на старом месте), так и два. Заклепки на нем успешно выдержали три года эксплуатации. Правда, на ходу ощущается значительная вибрация обшивки днища, так что его придется усилить.
Штуртрос закрепляется за румпель моторов, что позволяет поднимать любой из них для осмотра или очистки винта от водорослей; каждый мотор свободно откидывается при наезде на препятствие, не нарушая работы другого. Система пригодна для управления как одним, так и двумя моторами одновременно, причем можно поставить один из них на середину транца и не менять проводку тросов.
Для настройки штуртроса на ходовых испытаниях нужно, в зависимости от расстояния между моторами, отрегулировать длину среднего участка троса 4. В случае установки одного мотора штуртрос крепится к нему при помощи пластинки 3. В штуртрос включены амортизаторы 2 из резиновых жгутов.
Чтобы обеспечить возможность поворота левого мотора на 30°, пришлось сделать вырез в транце под румпель.
Скорость катера с одним человеком на борту составляет 52 км/час, с шестью — 36 км/час, а с тремя мой «Прогресс» обгоняет «Казанку» или «Оку» с одним водителем.
А вот результаты дальних походов: на 2000 км пути при общей нагрузке около 800 кг (без учета веса топлива) израсходовано 1200 л бензина. В другой раз, путешествуя втроем, в условиях сильного волнения мы на 990 км пути израсходовали 620 л.
Имея на борту трех пассажиров и передвигаясь только в светлое время, я проходил за день до 400 км (с остановками на обед, заправку и т. п.).
Подобным же образом была переделана под два мотора еще пара «Прогрессов», владельцы которых вполне довольны.