Винт от «Москвы-25» на «Вихре»
Установив на катер «Прогресс» новый «Вихрь», я замерил тахометром число оборотов коленчатого вала и определил, что уже при двух пассажирах мотор развивает не более 4200 об/мин, т. е. штатный гребной винт слишком тяжел. Чтобы использовать всю мощность мотора, я применил (переделав посадочное место, втулки на вал) гребной винт от мотора «Москва-25» с шагом 250 мм. Обороты мотора и скорость лодки значительно возросли. Замерить скорость я не пытался, но могу сказать, что мой «Прогресс» с пятью пассажирами на борту не отстает от «Казанки» с двумя пассажирами и свободно обходит «Прогресс» с одним водителем. При установке такого винта рекомендую увеличить на 0,2—0,3 мм зазор в замке верхних поршневых колец, так как при нагревании мотора на больших оборотах кольцо дважды лопалось. Увеличение зазора устранило этот недостаток.
Простой съемник подшипника
Мне пришлось столкнуться с трудностями при замене нижнего подшипника вертикального вала рессоры мотора «Москва». Подшипник запрессован в корпус редуктора, и доступ к нему имеется только с одной стороны.
Чтобы снять подшипник, я сделал простейшее устройство, состоящее всего из двух деталей.
Для стержня желательно применять качественную сталь — я использовал выпрямленную пружину. Стержень с вырезом (см. рис.) пропускается в посадочное отверстие подшипника так, чтобы вырез зацепился за внутреннюю обойму. Затем накладывается шайба и заворачивается гайка. При этом стержень нужно поворачивать вокруг оси.
Как продлить срок службы водяной помпы
В водяной помпе мотора «Вихрь» подвергается сильному износу стальная пластина, подкладываемая под крыльчатку, а кольцевой паз в пластине ускоряет износ самой крыльчатки.
Изношенную пластину можно перевернуть и установить гладкой стороной в сторону крыльчатки. Для этого необходимо сделать надрезы или прорубить острым зубилом на всю толщину пластины две насечки со стороны, противоположной имеющемуся стопорному «язычку». Новый «язычок» следует отогнуть в противоположную сторону, а старый отрихтовать заподлицо с плоскостью пластины. Для желающих изготовить запасные пластины приводятся все остальные размеры. Материал — нержавеющая сталь Х18Н10Т или 2X13, обработка — по пятому классу чистоты.
В моторах выпуска 1966—1968 гг. наблюдается прогрессирующее прорезание арматуры крыльчатки водяной помпы цилиндрическим штифтом. Я сделал из стали другой штифт — шпонку (по прилагаемому эскизу).
Для снятия крыльчатки с вертикального валика необходимо развернуть валик против часовой стрелки до упора штифта в стенку шпоночного паза. Перемещая крыльчатку вверх, снимите ее, после чего можно менять шпонку. Материал шпонки — Ст. 45. Обрабатывать ее нужно по шестому классу, калить до твердости RC=40÷45, затем кадмировать.
Блокировка зажигания
Многие знают, чем грозит запуск «Вихря» при случайно включенном реверсе. Я смонтировал очень простое устройство блокировки цепи зажигания, устраняющее подобную опасность.
Рядом с планкой реверса установил микровыключатель МВ1 в планку против кнопки MB1 завернул винт с полукруглой головкой таким образом, чтобы головка нажимала на микровыключатель только в положении «нейтраль». Микровыключатель и контакты реле P1 включены параллельно штатной кнопке «Стоп» на моторе.
Если переключатель реверса стоит не в нейтральном положении, то микровыключатель и контакт P1 замкнуты, реле обесточено, и мотор не запускается.
В нейтральном положении на микровыключатель нажимает головка винта, цепь разрывается, запускается двигатель, переменное напряжение с катушки магнето выпрямляется диодами Д1 и Д2 и подается на обмотку реле. Реле срабатывает и размыкает контакт Р1. Можно включать передний ход, замыкание микровыключателя не приведет к замыканию цепи.
После остановки мотора повторный запуск можно будет произвести только после возвращения ручки реверса в нейтральное положение.
Детали схемы: микровыключатель КВ-6А; диоды Д205; конденсатор электролитический C1 50 мф, 20 в; реле РСМ с нормально замкнутым контактом.
С клемм «Осв.» можно снимать напряжение для питания сигнальных огней.
Подшипник скольжения вместо игольчатого в корпусе реверса мотора «Москва-М»
Игольчатый подшипник рессоры на «Москве» неудобен для разборки, а изнашиваются иголки быстро. Поэтому я заменил его на бронзовую втулку, которая исправно работает вот уже три сезона.
Диаметр и длина втулки те же, что и у старого подшипника, также с выточкой под стопорное кольцо. Вместо расточки диаметра под сепаратор протачивается (или сверлится) сквозное отверстие под шейку рессоры.
При установке новый подшипник смазывается солидолом. На внутренней поверхности втулки нужно выточить канавку глубиной 1 мм и шириной 1,5 мм, в которой будет лучше сохраняться смазка. Кроме того, подшипник смазывается при работе мотора маслом из редуктора.
Охлаждаемый глушитель
Глушитель своего «Вихря» я заменил другим, самодельным. Заводской глушитель попал в немилость из-за большого веса — около 2,2 кг и сильного нагрева при работе мотора. Кроме того, из-за перегрева глушителя повышается температура воздуха под капотом, что ухудшает наполнение смесью цилиндров двигателя.
Моя конструкция отличается гораздо меньшим весом (0,7 кг) и наличием водяной рубашки, окружающей глушитель сверху и по сторонам. Он изготовлен сварным из алюминиево-магниевого сплава. Стыковочные плоскости глушителя (низ и бок) выполнены из листа толщиной 8 мм с последующей обработкой после сварки до 6 мм. Наружная оболочка имеет толщину 2 мм, внутренняя — 1 мм. Сверху приварена бобышка с резьбовым отверстием М8 для ввинчивания устройства, контролирующего наличие воды в системе охлаждения.
Оправка для сборки картера
При сборке картера мотора «Вихрь» необходимо вставить коленчатый вал в верхнюю крышку с запрессованными подшипниками и сальником. Уступ на переходе от конусной поверхности к цилиндрической на коленчатом валу при сборке выворачивает край сальника, и обжимающее пружинное кольцо спадает.
Качество сборки проконтролировать невозможно, и только опробование собранного двигателя может подтвердить правильность положения уплотняющей кромки сальника.
Гарантию правильной сборки дает применение конусной оправки, устанавливаемой на коленчатый вал. Оправка вытачивается из дюраля Д16.
Для уменьшения трения сальника об оправку при сборке наружную поверхность смажьте любым машинным маслом.