Нужен ли на вашей яхте компас? Экипажи крейсерских парусников ответят единодушно — необходим. Однако если этот вопрос задать гонщикам, то однозначного ответа вы не получите. Многие считают, и не без основания, что в процессе гонки больше внимания следует уделять парусам, следить за ситуацией на дистанции и за действиями соперников. И все же...
На лавировке важно знать угол β между направлением генерального курса и курса яхты. Задача рулевого — располагать галсы таким образом, чтобы этот угол не превышал угла лавировки а (т. е. угла, под которым яхта выбирается на ветер с максимальной выгодой). Тогда проекция скорости яхты на направление генерального курса будет максимальной (рис. 1). Словами это можно выразить так: «Держись ближе к генеральному курсу».
На участках дистанции, проходимых полными курсами, компас полезен не только в случае ухудшения видимости. Ориентировка по впереди идущим яхтам тоже не всегда дает нужный результат. Яхты могут идти на другой знак или, увлекшись борьбой, уйти существенно в сторону от нужного курса.
Ранее, когда гонки проходили на круговой олимпийской дистанции, для облегчения ориентировки применялись таблицы или планшеты, на которых заранее расписывались возможные курсы. В настоящее время гонки проводятся по выставляемым знакам, располагаемым в вершинах равностороннего треугольника. В этих условиях работу с компасом значительно облегчит маневренный планшет.
Планшет состоит из азимутального круга, поверх которого располагается плексигласовый круг с нанесенной на нем диаграммой маневрирования (рис 2). На диаграмме нарисованы секторы лавировки (например, для яхт класса «Дракон» α=±45°), марки бакштагов (120° от курсовой черты) и марки фордевинда.
Перед стартом диаграмму маневрирования разворачивают до совпадения курсовой черты со значением генерального курса на азимутальном круге и в процессе гонки сопоставляют показания компаса с возможными курсами на маневренном планшете.
На яхте удобнее применять компасы с полусферической картушкой или авиационные с цилиндрической картушкой серии КИ (рис. 3). Лучше всего подойдет дистанционный компас ПДК-3 с потенциометрической передачей показаний на указатели ПДК-49, который может служить и маневренным планшетом. Это существенно упрощает весь процесс ориентировки и позволяет мгновенно учитывать сложившуюся ситуацию. Диаграмма маневрирования (рис. 4) наносится на стекло указателя.
Перед стартом азимутальный круг указателя с помощью кремальеры устанавливается так, чтобы значение генерального курса (курса на верхний знак) находилось против курсовой черты. Рулевой должен следить, чтобы стрелка («самолетик») не выходила за пределы секторов на диаграмме маневрирования. На рис. 4 показана ситуация, когда яхта идет левым галсом с углом β=18°, и изменять галс при прочих равных условиях нецелесообразно. Если ветер за шел вправо, то следует сохранять галс до тех пор, пока стрелка не выйдет за пределы сектора «Л».
Компас (матку) лучше разместить там, где воздействие судового железа будет минимальным, на простейшем одностепенном подвесе (по крену). Внутренний карданный подвес работает до значений крена и дифферента ±15°. Шкала на кольце (шейке) компаса позволяет, разворачивая корпус, скомпенсировать склонение. Сверху на корпусе установлен девиационный прибор. Компас герметичен, потребляемая мощность 3 вт.
Указатель можно разместить в любом месте, удобном для рулевого. На рис. 5 показан вариант размещения под козырьком кокпита яхты класса «Дракон», обеспечивающий хороший обзор.
Электрическая схема приведена на рис. 6. По паспорту напряжение питания составляет 27 в постоянного тока, однако удовлетворительные результаты получаются и при питании от трех или даже двух последовательно соединенных батарей от карманного фонаря.
Несколько слов об использовании компаса на маршрутных гонках. В этом случае целесообразно заранее составить таблицу курсов и расстояний для всех объявленных знаков. Например, для трех знаков таблица выглядит так:
Курс на указателе компаса или на маневренном планшете устанавливается перед прохождением соответствующего участка дистанции по данным таблицы курсов и расстояний.