Что вы можете посоветовать для уменьшения носового буруна, который поднимается на моем катере почти до палубы? Большие брызги появляются уже на скорости около 15 км/час.
Большой носовой бурун на тихоходном катере может быть следствием чрезмерного дифферента на нос или сильно заостренных к килю обводов по шпангоутам. Попробуйте перенести часть грузов в корму, а затем определите на ходу район борта, смачиваемый волной.
Вблизи ватерлинии нужно установить накладки-брызгоотбойники шириной 40—75 мм, которые будут «гасить», отражать носовой бурун. Накладки эти должны иметь небольшой наклон к горизонту — подъем к носу, как показано на рисунке. Если этого наклона не сделать, то при встрече с волной накладки войдут в воду и будут топить нос. Правильно расположенные накладки, наоборот, будут помогать катеру преодолеть встречную волну.
Прошу посоветовать, какой подвесной мотор выбрать для моей мотолодки (типа «Комета» из 3 вып. сборника за 1964 г.)? Мне важно получить наибольший пробег при наименьшем расходе горючего, так как лодку буду использовать для длительных туристских плаваний с семьей. Имеет ли смысл установить «Вихрь-20» или лучше применить два «Ветерка-12» либо даже ограничиться одним таким «Ветерком»?
Ваша лодка в принципе рассчитана на большую мощность — 20—40 л. с. При правильно подобранных гребных винтах «Комета» сможет при полной нагрузке развить скорость около 25 км/час под мотором «Вихрь», примерно столько же под двумя «Ветерками» и около 14 км/час под одним. На 100 км пути «Вихрь» будет расходовать около 48 л бензина, два «Ветерка» — 36 л и один «Ветерок-12» — 32 л.
Мы бы посоветовали именно двухмоторную установку При практически той же скорости, что и под «Вихрем», будет расходоваться на 25% меньше горючего, а главное — значительно повысится надежность, особенно важная в дальних походах. «Ветерки-12» для данного случая лучше применить в грузовом исполнении — с повышенным передаточным отношением редуктора и уменьшенным шагом гребного винта.
Я не знаю, как правильно установить два «Вихря». Меня интересуют расстояние между осями моторов, необходимые ширина выреза в транце, высота и угол наклона транца.
Расстояние между осями моторов «Вихрь» может быть принято в пределах 420—500 мм (о выборе этого расстояния говорилось в 29 номере сборника). Ширина выреза в транце должна быть на 600 мм больше принятого расстояния между моторами, лучше сделать вырез еще чуть пошире, чтобы румпель левого мотора не приходилось устанавливать вертикально для обеспечения необходимого угла поворота мотора на 35°.
Высоту кромки выреза в транце необходимо подобрать с учетом килеватости днища — таким образом, чтобы в месте крепления мотора (по его вертикальной оси) кавитационная плита была опущена на 5—15 мм ниже днища. Если мотор опустить еще ниже, из-под кавитационной плиты будет вырываться много брызг, если поднять, выше, — будет кавитировать винт вследствие прорыва к нему завихрений с днища.
Полезно сделать вырез в транце и с расчетом на навешивание посередине (в ДП) одного мотора.
Для возможности регулировки ходового дифферента лодки транец мотолодки для «Вихря» должен быть наклонен наружу на 6—8°.
Есть ли смысл сделать двухлопастной гребной винт мотора «Ветерок-12» такой конструкции, чтобы его лопасти под действием пружины автоматически изменяли шаг в зависимости от нагрузки и числа оборотов винта?
Обычный гребной винт с постоянным (фиксированным) шагом позволяет полностью использовать мощность двигателя только при определенном сочетании ряда условий — скорости и нагрузки лодки, числа оборотов гребного вала и т. п. При изменении любого из этих условий для нормальной работы мотора потребуется и изменение шага винта.
Предлагаемый В. И. Тихоновым винт с автоматической регулировкой шага будет, вероятно, иметь слишком сложную конструкцию. Гораздо проще винты, у которых шаг лопастей можно изменять, устанавливая его с учетом всех условий плавания. Подобные винты, называемые «мултипитч», выпускаются за рубежом для подвесных моторов и угловых откидных колонок. Лопасти «мултипитча» изготовлены с расчетом на определенное среднее значение шага, но конструкция винта позволяет поворачивать их в ту или иную сторону для точной корректировки шага.
В принципе это тот же винт регулируемого шага (ВРШ), но устройство его гораздо проще, так как нет дистанционного привода. Изменение шага осуществляется вращением кольца на ступице винта. На комлях лопастей, ввинчиваемых в ступицу, имеются штифты, входящие в фигурные пазы в кольце. При повороте кольца эти штифты получают небольшое осевое перемещение и соответственно разворачивают лопасти.
Можно ли построить катер из листового железа.? Если можно, то какой толщины листы лучше всего подойдут для обшивки судна?
Небольшие легкие мотолодки длиной до 4,5 м любители иногда делают из кровельного железа толщиной 0,6—0,8 мм на деревянном наборе. Соединяются листы обшивки по типу обычных замков, применяемых при изготовлении труб вентиляции или других жестяных изделий.
Для изготовления клепаного корпуса катера длиной 5—7 м можно применить листовую сталь толщиной 1,5—2,0 мм; для сварного корпуса лучше использовать более толстые листы — толщиной 2— 2,5 мм. В качестве примера сварной конструкции можно привести катер «Кальмар», чертежи которого опубликованы в №21 и №22 сборника за 1969 г.
В 25 номере сборника была приведена статья В, М. Алексеева. Я делаю по ней тент для своей лодки. В чертежах статьи я не нашел двух деталей — люверсов на тенте и винтов со специальной головкой, на которые надевается люверс при креплении края тента к ветровому стеклу. Прошу вас привести недостающие эскизы.
Люверсы — это специальные кольца, выштампованные из тонкой латуни и служащие для подкрепления краев отверстий небольшого диаметра в парусах, тентах, чехлах и т. п. Похожие детали можно увидеть на любых ботинках со шнуровкой. Состоит люверс из двух шайб, накладываемых с обеих сторон отверстия на ткань и обжимаемых затем специальной обжимкой.
Если вам не удастся достать настоящие люверсы, их можно заменять самодельными проволочными (из цветного металла) кольцами. Кольцо накладывается на отверстие в ткани с одной стороны и плотно обметывается суровой ниткой, как показано на эскизе. Концы проволоки лучше спаять.
Штырьки для крепления тента к ветровому стеклу лучше всего выточить из нержавеющей стали или латуни и отполировать.
На моем катере фанерные борта сгнили, а днище и сосновый набор еще в хорошем состоянии. Я хочу бортовую обшивку выполнить из 2-миллиметрового дюраля, а к шпангоутам прикрепить дюралевые уголки для крепления к ним обшивки клепкой. Осуществимо ли это? Не произойдет ли разрушения дюраля от дерева?
Предлагаемая вами конструкция нередко применяется любителями. Только дюралевые листы крепят непосредственно к деревянному набору оцинкованными стальными шурупами (латунный и медный крепеж применять нельзя из-за опасности коррозии). Для обеспечения необходимой водонепроницаемости в месте соединения обшивки борта со скуловым стрингером вам придется проложить уплотнительную ленту. Это может быть полоска хлопчатобумажной ткани, пропитанная густыми цинковыми белилами (свинцовый или железный сурик не годятся по той же причине коррозии дюраля в паре с окислами металлов, содержащимися в сурике). Лучше всего применить ленту из стеклоткани, пропитав ее эпоксидной смолой. Смола отлично «схватывается» с деревом и с дюралюминием, если, конечно, прилегающие поверхности хорошо зачищены и обезжирены (металл — ацетоном). Шаг шурупов по скуле нужно взять равным 30—35 мм.
Нелишне промазать смолой и все другие места соприкосновения дюраля с деревянным набором. II наружную и внутреннюю поверхности бортовой обшивки загрунтуйте цинковыми белилами и покройте двумя слоями пентафталевой либо другой эмали. При соблюдении этих рекомендаций вы можете не опасаться коррозии.
В 25 номере сборника на говорится, что переделать мотор «Ветерок-8» в «Ветерок-12» невозможно. Неужели две модификации одного и того же мотора так сильно отличаются друг от друга?
«Ветерок-8» нельзя переделать в «Ветерок-12» вследствие разницы диаметров их цилиндров. Чтобы превратить «Ветерок-8» в 12-сильную модель, надо целиком менять двигатель. Все детали кривошипно-шатунного механизма этих моторов: коленчатый вал, шатун, поршень, картер, блок цилиндров, головка блока и т. п., не взаимозаменяемы.
Промежуточный корпус (дейдвудная часть) с подвеской и редуктор у обоих моторов одинаковы, за исключением шестерен редуктора и гребного винта. Шестерни у мотора «Ветерок-12» имеют спиральный зуб, а на восьмисильной модели они прямозубые.
Магнето, пусковой механизм, топливная система и кожухи обоих моторов в основном также одинаковы, кроме следующих детален и узлов: карбюратора (на моторе «Ветерок-12» увеличен диаметр диффузора); шкива (62 22 03А) и трубки (62 22 08А) пускового механизма; втулки (62 21 12) кулачка блокировки магнето.
Моторы «Ветерок», выпущенные до апреля 1969 г., имеют промежуточный корпус. Установка двигателя «Ветерка-12» на эти моторы требует некоторой доработки кожухов и канала слива воды из двигателя.
Как хранить подвесной мотор зимой?
Хранить лодочный мотор нужно обязательно в сухом месте, иначе может отсыреть и нарушиться изоляция катушек трансформаторов магнето. Желательно поддерживать в помещении температуру не ниже 0°, чтобы не портились шланги, сальники демпфера. При подготовке к зимнему хранению советую сменить нигрол в редукторе и залить немного масла в цилиндры. При этом нужно вывернуть рабочие свечи н поставить старые, отслужившие свой срок.
Я приобрел новый мотор «Ветерок-8». Могу ли я обкатать его в домашних условиях в обычной ванне?
Обкатать мотор «Ветерок» в домашних условиях можно. Необходимо соблюдать правила, изложенные в разделе «обкатка мотора» инструкции по эксплуатации, и следить, чтобы из контрольного отверстия в системе охлаждения, расположенного в верхнем фланце промежуточного корпуса, вода вытекала без перебоев.
Если объем ванны небольшой, то двигатель будет работать неустойчиво, с завыванием, вследствие повышения числа оборотов. Давать в этом случае полный дроссель не следует.
Можно ли устанавливать на «Казанку» два мотора «Ветерок-8» или «Москва» (транец лодки переделан)? Увеличится ли при этом скорость? Как это скажется на моторесурсе моторов?
Можно. Максимальная скорость лодки возрастет, правда, ненамного. Зато при увеличении нагрузки скорость будет падать не так заметно.
Нужно учитывать также, что расход топлива увеличится вдвое. Если лодка будет эксплуатироваться при неполной загрузке, то нужно заменить штатные гребные винты на другие, с большим шагом. В противном случае моторы будут работать на повышенных оборотах, что приведет к сокращению срока их службы. Подобный же эффект дает и слишком малое расстояние между моторами.