Корпус
Вся поверхность бортов и днища катамарана должна быть отполирована. На верфи ее лишь слегка ошкуривают. Полировать следует пастой «Гои» и войлочным кругом, насаженным на дрель с мощным мотором. Любые неровности должны быть предварительно зашпаклеваны древесной мукой на клее ВИАМ-Б3 и зачищены мелкой шкуркой. Еще лучше весь корпус ошкурить так, чтобы удалить с фанерной обшивки первый (наружный) слой (их там три). Затем следует оклеить поверхность корпусов стеклотканью толщиной 0,2 мм, что обеспечит их необходимую жесткость и прочность. Заодно вы заклеите сотни отверстий, оставшихся в обшивке от гвоздевой запрессовки.
Мост
Его также можно сделать более легким и прочным. Нужно заменить крепление в кницах шпрюйта трубы, на которую опирается мачта, стальной лентой сечением 1,5X20 или 1X30. Лента растяжки должна охватывать трубу кругом, причем талреп ставить вообще не следует. Именно это место является слабым на серийных судах и именно из-за слабого крапления, шпрюйтов к поперечной связи произошли четыре аварии катамаранов, о которых пишет Ю. С. Крючков в 11 выпуске сборника.
Укрепив таким образом основную балку, следующую поперечную связь со всеми угольниками можно убрать вообще. Мачта должна стоять прямо на трубе, а стаксель-шкоты следует закрепить за стальной тросик, протянутый между продольными трубами моста. Такая конструкция стоит на катамаране автора с 1965 г. и успешно работает в любых ветровых условиях.
Парусное вооружение
Мачта катамарана без оковок весит целых 23 кг. К тому же, она является слишком жесткой. Ее необходимо выстругать, сняв с лобовой стороны 10—12 мм. Со щек дерево следует снимать осторожно, всего по 5—7 мм с каждой стороны. Лучше строгать в местах наибольшей толщины мачты. От места установки гика до шпора мачта сделана сплошной. Эту часть можно резко обжать или заменить трубой из алюминиевого сплава. Все это значительно облегчит мачту. Если, закрепив грота-фал на ноке гика, выбрать гика-шкот, мачта в точке крепления штага должна прогнуться на 100—120 мм. Таким же или на 2 см больше должен быть серп по передней шкаторине грота. Прогиб гика должен составить не менее 100—150 мм. Если не удается получить эти цифры, прострогайте гик снизу. Серп нижней шкаторины грота должен составить 100—150 мм. Разумеется, установка отдельно стоящего гика и свободной нижней шкаторины паруса со сквозной латой будет более эффективной, но мы говорим о серийном судне.
Передняя шкаторина стакселя всегда должна быть набита до предела и ни в коем случае не должка прогибаться на ходу. В верхнем углу стакселя должна стоять сквозная лата, распрямляющая фаловый угол. Серп передней шкаторины следует сделать отрицательным со стрелкой в 70—100 мм. После подъема стакселя свободно болтающийся штаг необходимо обтянуть (лучше это сделать резиновым шнуром).
Шверт
Вопрос о размерах шверта является спорным. Я, например, в слабый ветер хожу с симметричными швертами с профилем NACA-0012, рабочая часть которых имеет размеры 660X280. Оба шверта несу потравленными. В сильный ветер несу шверт только на подветренном поплавке, а в очень сильный ветер при ходе с большой скоростью обхожусь одним небольшим плоско-выпуклым швертом со смещенной назад (40%) максимальной толщиной. Это позволяет резко уменьшить смоченную поверхность и заодно перенести назад центр бокового сопротивления, что в свежую погоду всегда выгодно.
Гибкий рангоут и несимметричные шверты были установлены и на катамаране Романова «Ласка», причем для одной стороны шверта применен профиль NACA-0009, а для другой — 0012 (более выпуклые стороны швертов обращены внутрь судна). Учитывая, что шверты имели практически симметричные профили и не давали нужной подъемной силы, швертовые колодцы на катамаране «Ласка» были установлены с углами атаки 4°. Естественно, что даже в слабый ветер использовался лишь подветренный шверт.
Многие рулевые, увидев «Ласку» впереди себя с поднятым наветренным швертом, тоже поднимали его и теряли наветренность, так и не поняв, почему же Романов идет значительно круче (особенно в слабый ветер).
Большое внимание необходимо уделять заделке щели швертового колодца. Перетекание воды в колодце дает такое сопротивление, что все ухищрения с парусом, тактикой становятся напрасными. Щель необходимо заклеить шайбой из пенопласта так, чтобы шверт помешался в ней с зазором не больше 2—3 мм.
Ка больших скоростях ка спинку шверта с широким колодцем прорывается воздух, и шверт теряет почти 2% подъемной силы. Поверхность шверта должна быть отполирована как можно лучше.
Руль
Конструкция и форма пера руля имеют не меньшее значение, чем шверт. И если подъемное перо удобно с точки зрения безопасности плавания и удобства эксплуатации, то кинжальный, не поднимающийся руль обеспечивает безотказную работу на гоночной дистанции, особенно в сильный ветер. Что лучше — решает сам гонщик. Чаще спортсмены устанавливают рули с поворачивающимися перьями.
На катамаране «КЗ-1» профиль руля NАСА-0009. По результатам трехгодичной эксплуатации можно смело заявить, что такой профиль не подходит для судов этого класса. Руль катамарана работает на границе двух сред; воды и воздуха и поэтому постоянно оголяется почти на всю длину. Профиль NACA-CQ09 хорош для погруженного руля — у него большая подъемная сила и маленькое лобовое сопротивление. Ко картина резко меняется, когда руль такой формы начинает пересекать поверхность воды — воздух прорывается на спинку, на тупом носике появляется мощная брызговая пелена; особенно плохо руль работает на большой скорости при перекладывании на большие углы.
Вероятно, на катамаране следует применять профиль руля со смещенной назад наибольшей толщиной или чечевицеобрезный (сегментный симметричный) профиль.
Материал пера руля — кедр или пенопласт, оклеенные стеклопластиком. Поворачивающееся перо руля следует обязательно снабдить оттяжкой, препятствующей его всплытию, чему способствуют значительные силы, появляющиеся на пере.
Площадь пера 0,1 м2 вполне достаточна для управления судном, но уменьшать ее нельзя. Быстрый поворот без длительного стояния в положении «левентик» — залог успеха в гонке. Действительно, на гонках приходилось видеть суда, теряющие на поворотах до 20 секунд. При скорости 18 узлов (около 9 м/сек) это стоит потери 180 м дистанции.
Желательно заменить румпели и поперечины дюралевыми трубками размером 22X1,5 мм.