В свое время мы пытались установить на моторе «Москва» катушки освещения, предложенные тов. Бариновым (см. выпуск №7, 1966 г.), но они оказались слабоваты, а нам нужно было снимать мощность, достаточную для питания полным накалом лампы от автомашины в 12 в на 71 свечу (не знаю, как на других водоемах, а у нас в Братске просто необходимо иметь мощный свет, если хочешь ходить на лодке не только днем, потому что на нашем молодом море еще много плавающих бревен, чурок и пр.).
Когда мы впервые сняли маховик «Вихря», то увидели шесть мощных магнитов. Стало ясно, что если вынести конденсаторы из-под маховика, то высвободится место для установки катушек освещения. Сделали сердечник, намотали на него две катушки по 120 витков медного провода диаметром 0,9 мм, а конденсаторы вынесли к бобинам. Электрическая схема зажигания при этом не изменилась.
Снимаемая с этих катушек мощность позволяла питать одну спираль на 50 свечей от лампы в 71 свечу. Но этого нам показалось недостаточно для безопасного плавания. Решено было установить две катушки освещения отдельно. Но места под маховиком для них не было, и пришлось переделывать систему зажигания. Мы выбросили один прерыватель, выточили другой кулачок с двумя выступами, а вместо двух катушек зажигания применили одну двухискровую (Б-201 от мотоцикла «Урал»), Мотор по-прежнему работает хорошо, легко запускается. Конечно, срок службы подушечки прерывателя уменьшится, но, если, как отмечают конструкторы «Вихря» П. А. Захаров и П. А. Сидоров (см. выпуск №13), сейчас прерыватели могут служить до 1000 часов, то при кулачке с двумя выступами этот срок снизится до 400 500 часов — вполне достаточно, тем более что один прерыватель остается теперь в запасе.
Через 26 часов работы мотора с переделанным зажиганием не было заметно никаких признаков износа, даже не нужно было регулировать величину зазора в прерывателе.
Новый кулачок сделали из стали. Выточили полый цилиндр размером со старый кулачок и припаяли к нему усик для крепления к маховику. Изолировали от корпуса привод, идущий от катушки к снятому прерывателю, а к наружному выводу от второго прерывателя присоединили последовательно контрольную лампочку и источник питания, второй конец от которого присоединили к корпусу мотора. Проворачивая маховик, установили и отметили моменты замыкания и размыкания контакта прерывателя (предварительно зафиксировав магнето, чтобы оно случайно не провернулось). В момент размыкания контакта (лампочка гаснет) сделали на маховике и корпусе мотора, напротив друг друга, риски.
Еще раз медленно провернули маховик, и в момент замыкания контакта (лампочка загорается) напротив риски на маховике сделали еще одну риску на корпусе мотора. Сняв маховик, напротив уже сделанной риски сделали еще одну, чтобы подогнать зажигание второго цилиндра. Оставленный прерыватель закрепили в положении максимального зазора. Понемногу сточили кулачок, проверяя его по месту и проворачивая маховик до тех пор, пока не были установлены зазор 0,4 мм и точное соответствие моментов замыкания и размыкания контакта отмеченным рискам. После этого изготовленный кулачок снова сняли с маховика и отшлифовали. Сердечники для катушек сделали из трансформаторного железа (толщиной 0,2÷0,3 мм). Перед сборкой пластинки следует окунуть в бакелитовый лак.
Чтобы лучше разместить провод на катушке, нужно несколько изменить форму сердечника, намотав на каждую катушку по 95—100 витков медного проводе диаметром 0,9÷1 мм. Выведем наружу из-под маховика все четыре конца, чтобы можно было при необходимости соединять катушки и последовательно и параллельно, получая соответственно 12 и 6 в.
Для получения максимальной мощности нужно, чтобы угол между осями крайних башмаков сердечников составлял 60°. Для этой же цели надо максимально уменьшить зазор между башмаками и магнитами.
Катушки после намотки пропитали бакелитовым лаком и покрыли сверху киперной лентой, тоже пропитанной лаком, чтобы изоляция проводов не повредилась от вибрации.
Поставив на моторе генератор, мы практически не увеличили вес мотора: установив две катушки, мы в то же время сняли одну катушку зажигания, конденсатор и прерыватель.