С конструкцией простейшего парусного вооружения читатели уже знакомы — о нем рассказывалось в статье Г. Мариупольского (№ 3, 1969 г.).
Парус, которым вооружил свою «Казанку» автор публикуемой статьи, хорош в основном тем, что для его изготовления и установки были использованы общедоступные материалы и детали. Обоснования же замены шпринтового вооружения бермудским и удлинения корпуса судна представляются спорными. Вряд ли треугольный парус будет лучше ловить верхний ветер, чем прямоугольный, а удлиненная на шпацию «Казанка» — быстрее выходить на глиссирование под мотором. Однако при всех обстоятельствах опыт использования паруса на популярной мотолодке заслуживает внимания и заинтересует наших читателей.
Парус на лодке создает много дополнительных удобств, а если откажет мотор, то при попутном ветре просто обидно натирать мозоли, добираясь до берега на веслах. К помощи паруса можно прибегнуть и для облегчения работы мотора. Мой парус площадью 10 м2 дает дополнительную тягу, равную тяге 5-сильного мотора и помогает загруженной «Казанке» (400 кг) под мотором «Москва» выходить на глиссирование при ветре в 4 балла. Чтобы сделать мачту, я купил в магазине «Спорттовары» алюминиевый шест для прыжков в высоту диаметром 50 мм и длиной 5 м. Снизу вставил точеную рукоятку от лопаты, предварительно заполнив внутренность шеста пенопластом для придания плавучести, а верхнюю часть, примерно на длине 0,5 м, оставил полой для надставки из бамбука, чтобы увеличить высоту мачты до 6—8 м.
Свой первый парус размерами 4X2,2 м я сделал прямоугольным с распоркой по диагонали — «шпринтом». Впоследствии заменил его на треугольный, который уменьшает вероятность поломки сравнительно тонкой алюминиевой мачты при шквалистых ветрах, а кроме того, лучше захватывает ветер над камышами и прибрежной растительностью при следовании по узким протокам (ерикам).
В палубе у переборки багажника сделал отверстие для пяртнерса мачты, усилил его шайбой-накладкой, а к сланям прикрепил башмак степса. Слани с помощью угольников надежно связал с переборками багажника.
Чтобы «Казанка» легко и быстро ходила под парусом и на веслах, я удлинил транец кормовым отсеком из листового алюминия, сваренным аргоно-дуговой сваркой, и прикрепил его на 12 болтах М4, с резиновой прокладкой по периметру отсека.
Благодаря такой конструкции я получил герметичную переборку на транце. Прибрежные буруны теперь не заливают лодку с транца, а поднимают корму вверх — мореходность лодки улучшилась.
Стало удобнее у берега навешивать мотор, а также загружать лодку с кормы, так как транец при швартовке к берегу кормой на 0,4 м выходит на сушу. Поднятый к корме транец позволяет лодке быстрее выходить на глиссирование.
Резиновая прокладка снижает вибрацию корпуса лодки при работе мотора.
И еще одно преимущество — в кокпите стало посвободнее и прибавилась дополнительная емкость, где я храню рыбу и инструмент.