Мотор на яхте
При установке кронштейна для подвесного мотора транец необходимо надежно подкрепить, иначе всегда рискуешь остаться и без мотора, и без транца. И уж, конечно, торчащая за кормой металлическая скоба никак не служит украшением яхты. Вот одно из возможных приспособлений, которое позволит решить обе эти проблемы сразу. Две трубы 2 внутренним диаметром миллиметров 40—50 устанавливаются симметрично от ДП на расстоянии 400 мм друг от друга и на высоте 350— 400 мм от ватерлинии (в зависимости от длины «ноги» мотора) так, что одним концом они крепятся в транце, заподлицо с его наружной стороной, а другим на переборке или стойке 3, как показано на рисунке. В эти трубы вставляются и фиксируются барашками 4 две другие 1, к которым крепится подмоторная подушка кронштейна. Чтобы трубы легко ходили одна в другой, их, конечно, нужно смазывать. Такой кронштейн при плавании под парусами можно снимать или задвигать.
Чтобы не гнил стрингер
Многие не обращают внимания ка воду и грязь, скапливающиеся в углах у шпангоутов на скуловых Стрингерах, что становится причиной возникновения здесь гнили и грибковых заболеваний древесины, сокращающих срок эксплуатации лодки.
Для того чтобы вода беспрепятственно стекала в трюм, достаточно сделать на стрингере небольшой срез в самой низкой его точке, а в шпангоутах просверлить отверстия диаметром 6—8 мм.
Удобная койка
Днем на койке 1, над которой расположена полочка, сидеть неудобно. А при крене, если койка ничем не ограждена, можно очутиться на полу. Оба эти неудобства устраняются с помощью куска парусины 2, который днем крепится одним краем к полке, а ночью тремя тросиками 3, закрепленными на потолке, перетягивается на наружную сторону койки. К самой койке брезент крепится с помощью люверсов.
Комингс рубки
Соединить стенки рубки или комингсов, обеспечив одновременно водонепроницаемость и приятный внешний вид места стыка, можно с помощью бобышки со шпунтом. Довольно сложная форма бобышки получается последовательной обработкой (вручную или на станке) обычной деревянной планки, как показано ка рисунке.
Замок для весел
Если стоянка не охраняется, хранение снабжения, особенно весел, часто становится проблемой. Сделав несложное приспособление, можно хранить весла в лодке под замком.
Весла должны так укладываться в лодку, чтобы их можно было вынуть только вверх, исключив возможность вытаскивания их вдоль лодки. В поперечной банке делается щель, в которую просовывают скобу, согнутую из толстого (4—6 мм) полосового железа. В отверстие скобы ниже банки просовывается дужка обыкновенного замка.
Палубный клюз
Так уж повелось, что цепь считается обязательной деталью снабжения лодки. Может быть потому, что цепь и хороший замок служат лучшей гарантией против «стихийных» бедствий, чем страховой полис, а то и просто в силу традиций...
Закрепленные на палубе цепи причиняют много неудобств. Краска на палубе в носу всегда оказывается поцарапанной, цепь нередко падает за борт и требует постоянного внимания в походе, особенно если она длиной 6—7 м. Этих недостатков лишены показанные на рисунках простейшие палубные клюзы.
На обоих судах цепь крепится под палубой за прочные рымы на форштевне. В одном случае клюзом является короткая трубка с фланцем, соединенным с палубой, в другом клюз одновременно выполняет роль носовой швартовной утки. Внешний конец цепи закреплен на пробке, подогнанной точно по отверстию клюза. На ходу, когда на палубу попадают брызги, цепь спускается в трюм, и пробка плотно закрывает клюз. На стоянке клюз служит вентиляционным отверстием, так как конец цепи с пробкой заводится за рым или якорь.
Удобен и носовой роульс (ролик) для цепи, особенно в случаях, когда приходится часто поднимать якорь при перемене места стоянки.
Портативный якорь
В последние годы на лодках и катерах все большее применение находят легкие однолапые якоря. Особенностью якоря «Трайдент» подобного типа является сравнительно большая площадь лапы. Для того чтобы лапа глубже врезалась в грунт, ей придана форма трезубца. Осью служит длинный шток, выступающие концы которого обеспечивают устойчивое положение якоря на дне. Гребень у корня лапы поворачивает ее, когда якорь ползет по дну, и благодаря этому лапа «вгрызается» в грунт. Одновременно гребень ограничивает поворот лапы до определенного угла (около 40°), упираясь в полосу якорной обоймы.
Якоря «Трайдент» хорошо держат на мягком и рыхлом грунте, таком, как ил, песок, галька, то есть там, где большое значение имеет площадь лапы. На глинистом и каменистом грунте преимущество остается за адмиралтейским якорем.
«Трайдент» весом 2 кг пригоден для лодок и легких катеров длиной до 5 м. Его легко можно сделать самому сварным.
Крепление весел на «Казанке»
Простое приспособление для закрепления весел на «Казанке» можно сделать из автомобильных защелок капота. Такие защелки применяются на автомобилях «ГАЗ-51», «ГАЗ-69», «УАЗ» и др. Защелки нужно приклепать к угольнику кокпита таким образом, чтобы они пришлись против лопастей весел. Подобное крепление достаточно надежно, а в случае надобности весла можно быстро освободить.
Мысль о необходимости закреплять весла появилась у меня после того, как однажды я оказался очевидцем неприятного случая на лодке. В «Казанку» садились на носовое сиденье, кто-то оперся на рукоятку весла, выступающую над бортом, и в тот же момент лопасть взлетела вверх и рассекла губу сидящему в корме ребенку. Защелки исключают подобные инциденты.